Маркс и Энгельс в Лондоне - Часть 1

Конгресс поручил Марксу и Энгельсу наметить программу Союза коммунистов. Этой программой и стал «Манифест Коммунистической партии», сжато излагающий основополагающие принципы.

Окончательный текст «Манифеста» Маркс писал в одиночку в своей студии в Брюсселе, в доме номер 42 по Рю-д'Орлеан; ночи напролет, окутанный облаком едкого сигарного дыма, он придирчиво правил каждую страницу, каждый абзац.

Буржуазии, которую призван уничтожить коммунизм, вначале Маркс отдавал должное:

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его „естественным повелителям", и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана". [...] Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и Крестовые походы».

Маркс предвидит скорую революцию, которую совершит буржуазия:

«Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений».

Он верно угадывает, что все продолжит изменяться, хотя от него ускользает тот факт, что именно благодаря способности адаптироваться буржуазия улучшит невыносимые условия жизни пролетариата конца XIX века, положив начало тому «неокапитализму», которому она обязана своим выживанием, а вернее, своим триумфом.

В своем гениальном документе Маркс предугадывает еще одну вещь:

«Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. [...] Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву».

За этими строками стоит феномен, который мы называем глобализацией, и Маркс сумел увидеть его более чем за век до того, как он воплотился в жизнь в том полном виде, с которым знакомы мы.

В целом «Манифест» - образец политического красноречия удивительной мощи, чередующий, как написал Умберто Эко, апокалиптические тона и иронию, лозунги почти рекламной звучности и четкие объяснения. Брошюра состоит (это отметил Эрик Хобсбаум) «сплошь из отдельных абзацев, большей частью длиною в несколько строчек. Лишь в пяти случаях из двухсот с лишним абзацев они достигают или превышают пятнадцать строк». Речь идет о столь непривычном для немецкой прозы XIX века стиле, что он сообщает тексту «почти библейскую силу. Невозможно отрицать его мощь как литературного текста».

Любопытно отметить, что, когда Маркс написал «Манифест», он еще не был «марксистом». На начальном этапе своего философского развития он выводил неизбежный коммунистический финал человеческой истории не из анализа капиталистического развития, а из «эсхатологического аргумента о природе и судьбе человека». Критики марксизма именно в этом и видят его основную теоретическую слабость. Указанный аспект подчеркивает французский мыслитель Раймон Арон (1905-1983), глубокий знаток Маркса, антикоммунист рационального типа, упорный защитник светских и либеральных ценностей Запада, объективный критик немецкой философии. Арон готов признать за Марксом множество заслуг, но усматривает его слабость именно в связи, которую тот устанавливает между социально-экономическим анализом капиталистического общества и своей философией истории.

Как ученый-экономист, изучающий общество, начиная с производительных сил, Маркс значительно продвигает вперед человеческие познания. Но он совершает ошибку, когда из ученого превращается в пророка и из рационального анализа экономических данных выводит окончательный итог развития человечества - саморазрушение капитализма. В стремлении предугадать будущее на основании событий прошлого и настоящего нет ничего научного, оно больше похоже на те «религиозные» интуиции, к которым Маркс питал такую острую неприязнь.

Разумеется, не только Арон разглядел это слабое звено марксистской конструкции. Однако, в отличие от других (например, Йозефа Шумпетера), он не считает, что Маркса- экономиста (и социолога) нельзя отделить от искусственного философского обрамления гегелевского толка, в которое немецкий философ поместил результаты своего анализа.

Факты подтвердили обоснованность критики. Но с другой стороны, именно благодаря своему пророческому тону «Манифест Коммунистической партии» и десятилетия спустя продолжал обращаться к сердцам угнетенных независимо от хода времени и от того, насколько удачными выходили политические режимы, им вдохновлявшиеся. Вне какой-либо мессианской метафизики завещание, оставленное нам Марксом, содержится в том, что каждому человеку дано (и принадлежит) право брать в свои руки собственную судьбу. Столько раз терпели крах мечты, и все же по-прежнему живыми словами Маркса продолжают вдохновляться те, кто не верит, какими бы ни были их религиозные или философские убеждения, что неравенство есть природный факт, а выгода - цель существования.

«Манифест» открывается ударом в гонг не слабее, чем «Пятая симфония» Бетховена:

«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма».

Вся первая часть, из которой я процитировал несколько фраз, - это описание многовековой борьбы, завершившейся триумфом буржуазного духа, который рассматривается как неодолимая сила, ведомая вперед необходимостью находить сбыт для товаров. Раздел «Буржуа и пролетарии» - поток восхищения перед предприимчивостью, изобретательностью, коммерческими способностями буржуазии, который, однако, прерывается извещением о том, что в драматическом и победоносном процессе буржуазия породила в самом своем лоне врага, который ее низвергнет:

«Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии. Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

Буржуазия вначале использовала пролетариев, чтобы победить своих врагов - абсолютистские монархии, мелкую буржуазию кустарных производителей; однако затем пролетарии осознали свое положение и начали восставать; они узнают друг друга, вступают в контакт, используя еще одно буржуазное завоевание - облегчение средств сообщения.

С позиции буржуа, устрашенного «призраком коммунизма», Маркс ставит вопросы об отмене частной собственности, об обобществлении женщин, об уничтожении религий (этого «опиума народа»). На все вопросы он отвечает, то открыто, то осторожно, и наконец сбрасывает маскировку в финале главы:

«Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны».

Особого упоминания заслуживает частое обращение Маркса к мрачным и похоронным метафорам: призрак, могилы, могильщики. Как уже известно читателю этой книги, общество того времени развивалось в постромантической атмосфере, настроенной на готический роман и на роман с продолжением. Маркс пользуется этими стилемами, сочтя их подходящим риторическим инструментом для его задач и для аудитории, к которой он обращается.

После обширной программной части, менее захватывающей обычного читателя, текст завершается двумя другими ударами в гонг, которым в музыкальной партитуре соответствовало бы «fff» - фортиссимо: «Пролетариям нечего [...] терять кроме своих цепей» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

________________________________________________________________________

Вернуться в раздел:

---


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Результаты парламентской реформы
  • Генрих и Карл Маркс в Лондоне
  • Влияние экономических изменений на политические преобразования
  • Переход Англии от феодализма к капитализму
  • Источники богатства Англии середины XIX века
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________