Готовность к образованию через всю жизнь

Готовность к образованию через всю жизнь

Готовность к образованию через всю жизньГоворя о социокультурной компетенции, неверно было бы сегодня отождествлять ее формирование только с изучением английского языка, как это иногда делается. Очевидно, что все базовые компетенции могут быть эффективно сформированы в ходе курсовой подготовки только в том случае, если различные блоки дисциплин и предметы учебного цикла направлены на их комплексное развитие.

Для того чтобы определить, насколько наши занятия способствуют формированию данной компетенции, а не просто страноведческих знаний, попробуем ответить на следующие вопросы.

• Ориентируем ли мы наших учащихся на определение и сравнение закономерностей и особенностей культурного развития разных стран Европы и мира в конкретный исторический период или наши совместные учебные усилия направлены на запоминание конкретной информации и формирование коммуникативных умений ее воспроизведения? v Мы сами смогли  бы определить общее и различное в исторической парадигме развития России/ Америки/ Франции/ Германии/ Великобритании и т. д. в XVII, XVIII, XIX и XX веках, проследить исторически складывающиеся отношения с другими странами мира и динамику их развития?

• Тождественны ли в нашем понимании термины «страноведение», «лингвострановедение», «культурология» и «культуроведение»?

Компания "Туризм Лондон" предлагает Вам пройти обучение в Англии.

• Способствуют ли наши уроки пониманию культурного разнообразия (с позиций социально-политических, тендерных, возрастных, профессиональных и иных отличий) в рамках одной культуры и позиционированию себя со всех этих сторон как представителя одной страны, так и гражданина мира в целом?

• Мы используем на уроках только тексты наших предметных учебников или отсылаем учащихся к другим источникам информации, в том числе с использованием межпредметных связей?

• Насколько часто изучение того или иного учебного материала сопровождается анализом художественных и документальных фильмов, музыкальных и художественных произведений, созданных разными мастерами и способных обеспечить нужный фон в рамках изучаемой тематики?

Вряд ли стоит отдельно комментировать данное положение. Оно естественно вытекает из реализации всех ранее рассмотренных целей современного образования.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стрежневая компетенция, поскольку именно она лежит в основе развития всех других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, готовности к образованию и саморазвитию. Отсюда следующий вывод.

Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными и над/межпредметными знаниями и умениями. Коммуникативную культуру сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с общеучебными, академическими и информационными умениями, готовностью к решению проблем одновременно на родном и на английском языке в единой логике. Без коммуникативной компетенции невозможно осуществлять рефлексию, а значит и эффективное проектирование и планирование собственной деятельности, о чем ясно свидетельствуют исследования в области рефлективной теории и практики, труды по мыследе- ятельности. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя, помимо собственно языковой, речевой и социокультурной составляющих, включает в себя: а) способность адаптировать свою речь к условиям разновозрастных и разноуровневых групп на изучаемом и родном языке; б) владение дискурсивными умениями вовлечения учащихся в процесс иноязычного общения с максимальной эффективностью для решения комплекса учебных и педагогических задач; в) способность общаться на профессиональные темы с учетом особенностей аудитории.

Современное толкование целей образования практически не расходится с традиционной трактовкой целей, принятой еще в советской системе образования. Общепринятая для отечественного образования триада целей лишь уточняется и еще теснее увязывается между собой.

  • Образовательные и практические цели направлены на получение информации, предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебной и реальной деятельности. Применительно к изучению английского языка они включают формирование языковых навыков: лексических, грамматических, фонетических (что также можно назвать лингвистической или языковой компетенцией); коммуникативных умений в устной и письменной речи: в аудировании, говорении, чтении и письме (что составляет суть дискурсивной и стратегической компетенции); знаний о странах изучаемого языка и своей стране и культуре (что невозможно без определенного уровня социокультурной компетенции).
  • Развивающие цели можно соотнести с формированием межпредметных или надпредметных навыков и умений (информационных, коммуникативных, учебных/академических), а также с развитием определенных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний с учетом поставленных задач и особенностей ситуации.
  • Воспитательные цели - это и есть кульминация образования, желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности. Воспитательная составляющая образования, формирование качеств гражданина-патриота с одной стороны и интернационалиста с другой, всегда выгодно отличала отечественное россий- ское образование. 
________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Контроль за изучением английского языка
  • Задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции и стимулирова ...
  • Социокультурная компетенция в изучении английского языка
  • Коммуникативная компетенция при изучении английского языка
  • Отбор содержания курса английского языка
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________