Новое понимание образовательных процессов

Новое понимание образовательных процессов

Новое понимание образовательных процессовТермин «обновление содержания образования» часто трактуется неоправданно узко, на уровне привнесения определенного набора количественных и качественных изменений в тексты учебников. Как же сегодня следует рассматривать категорию содержания образования, а значит отвечать на вопрос «Чему учить?»

В данном случае не стоит опасаться новой «революционной ситуации». Как уже было отмечено выше, в новой трактовке целей сохраняется традиционное для российского образования понимание направленности учебной деятельности на развитие, воспитание и образование личности, следовательно, и в содержании образования сохраняется то же триединство. В процессе современного образования личности необходимо обеспечить:

• овладение определенным набором предметных и межпредметных знаний: фактов, понятий, представлений, необходимых и достаточных для осуществления непрерывного личного развития;

• усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов мониторинга и оценивания собственной деятельности;

• формирование комплексных академических, информационных, коммуникативных умений, связанных с переработкой большого количества информации и с использованием имеющихся знаний в учебной и реальной деятельности;

• готовность к самостоятельной деятельности и решению проблем.

Компания "Туризм Лондон" предлагает Вам пройти обучение в Англии.

Данное толкование знания корреспондируется и с современными позициями педагогической психологии, с традиционно принятыми в отечественной практике образования личностно- деятельностным , личностно-ориентированным (И.Л. Бим, Е.И. Пассов и др.), мыследеятельностным (Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, Н.Г. Алексеев, Л.Н. Алексеева и др.) когнитивно-деятельностным (А.В. Щепи- лова) подходами в обучении и воспитании.

Ключевыми позициями в данном контексте можно считать различение фактов, мнений и суждений; понимание взаимосвязи (но не тождественности) между знанием и мышлением, а также той роли, которую в формировании последнего играет знание о незнании.

Трудно не согласиться с Ю.В. Громыко в том, что «обретение знаний - это одновременно есть путь освобождения от мнений, а переход от мнения к знанию связан, во-первых, с четким представлением о собственных понятийных основаниях, во-вторых, с изучением источников, которые позволяют уточнить используемые знания, в-третьих, с формированием собственной позиции» .

«Согласно Сократу, знание напрямую связано с устройством души. К знанию нельзя относиться чисто утилитарно и прагматически, им нельзя торговать. Знание - не вещь. И если человек его усвоил, то в отличие от мнения, он не может легко и просто отказаться, «отделиться» от своего знания. Поэтому Сократ так

сильно иронизирует над «знаниями», которым обучают софисты: ведь это чьи-то мнения, взятые ими на веру, которые они пытаются внушать другим» .

Вряд ли кто станет сегодня отрицать, что знание личностно, что знание не равно информации, и что Гераклит был прав, утверждая, что «многознание уму не учит». К сожалению, приходится признать, что и сегодня многие педагоги искренне считают, что знания сродни материальным объектам, которые можно взять, передать, разложить «по полочкам», взвесить и т. д., что противоречит тезису о том, что знание существует лишь в процессе его порождения и употребления, а также в процессе трансляции.

Анализ предметных концепций в новом образовательном стандарте позволил выделить несколько инвариантных составляющих содержания школьного образования. Пока они изолированно существуют в контексте одной учебной дисциплины или одного учебного предмета, они носят частный характер. Сведенные в единую схему, они подтверждают очевидное - их реальное достижение можно обеспечить только совокупными усилиями всех учителей-предметников. Можно предложить следующие составляющие содержания образования:

1. Предметная информация.

2. Умение работать с текстами.

3. Умение создавать собственные тексты.

Предлагаемое инвариантное ядро содержания обучения является авторским и вполне вероятно, что его можно представить и в ином виде. Как показал опыт экспериментальной работы в ряде школ Москвы по формированию единой политики в области развития комплексных коммуникативных умений школьников, ни один из учителей-предметников, среди которых были учителя математики, биологии, географии, истории, начальных классов, литературы и английского языка, информатики, не отметил выделенные компоненты содержания как нерелевантные для их учебного предмета.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Построение профессионального английского образования на основе принципов IS ...
  • Классификации способностей и знаний при изучении английского языка
  • Построение профессионального английского образования на основе ISO
  • Контроль за изучением английского языка
  • Готовность к образованию через всю жизнь
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________