Суть и задачи учебной автономии в развитии современной системы образования

Суть и задачи учебной автономии в развитии современной системы образования
Суть и задачи учебной автономии в развитии современной системы образованияВ современной педагогической литературе уже давно подни­мается вопрос о необходимости усиления степени автономии учащихся школ и вузов. При этом, как показывает практика, различные ученые интерпретиру­ют термин «автономия» по-разному. Интересным в данной связи является эксперимент, проведенный Советом Европы в рамках проектной группы № 12 «Modern languages for communication» (современные языки для общения) в 1992-93 годах. 


Эксперимент ставил целью выявление спектра трактовки термина «автономия», а также определение направлений практи­ческого использования автономии в практике обучения английскому языку. В эксперименте были задействованы более 15 европейских стран, среди них: Бельгия, Голландия, Германия, Франция, Дания, Италия, Испания. По условиям эксперимента в разных странах экспериментальные площадки должны были включать учебные заведения как общего среднего, так и высшего образования. Результаты экспериментальной работы были описа­ны каждой страной и объединены в сборник материалов Совета Европы "Autonomy and self-directed learning: present fields of application". Краткий обзор и обобщение дан­ных материалов можно представить в виде следующей таблицы.

Компания "Туризм Лондон" предлагает Вам и Вашим детям изучать обучение в Англии.

Страны

Цели

Методы

Дания

Обучить стратегиям ис­пользования любых ситу­аций в учебных целях.

Взаимное сотрудни­чество учеников и учителей;

четкое определение целей,задач, методов обучения в курсе; использование конт­рольных листов/язы­ковых портфелей, взаимоконтроля в оценке работы уча­щихся;

составление учеб­ных программ ново­го типа.

Финляндия, Ирлан­дия, Lausanne Eurocentre, Швейцария

Научить студентов определять цели, задачи и мето­ды обучения, а также спо­собы использования учеб­ного материала.

Финляндия, Бельгия, Италия, Швейцария, Bournemouth Eurocentre

Сформировать у студентов умение самоконтроля.

London Eurocentre, Франция (C.R.A.P.E.L.)

Научить изучать английского языка вне учебной ситуации в классе.

Великобритания

Сформировать умение са­моконтроля у учащихся и у учителя.

Анализ различных исследований по вопросу учебной автоно­мии позволил сделать следующие выводы.

1.  В процессе интерпретации термина «автономия» (autonomy), часто используются такие термины и понятия как "independence" (самостоятельность), "learner-centred curriculum" (программы, ориентированные на ученика), "self-directed learning" (самостоя тельность в учении/познавательной деятельности), «learning to learn» (учись учиться) как синонимичные и взаимозаменяемые понятия.

2. Одна группа педагогов склонна определять термин «автоно­мия» как синоним «самостоятельности». Характерным для дан­ной интерпретации термина стало рассмотрение самостоятель­ности ученика исключительно с позиций свободы учащихся в вы­боре места и времени выполнения пакета учебных заданий без физического присутствия учителя. Данное понимание свободы или «автономии» представляется центром в континууме движения от диктатуры дозированных поурочных (обязательных) домашних заданий к переходу на полностью дистанционное обучение, часто на базе лингвистических лабораторий и учебных центров.

3.  Вторая группа педагогов соединяет понятие «автономия» с ответственностью каждого учащего за результат и процесс учеб­ного труда. Данная группа исследователей делает акцент на восп­риятии учащихся не как пассивных и послушных исполнителей воли учителя, готовых принимать все условия, предписываемые заданной моделью обучения, а как равноправных партнеров,

имеющих право выбора индивидуальной учебной траектории учения. При этом выбор данной траектории может осуществлять­ся как одним учеником, так и группой учащихся. В данной интерпретации модели автономии цели, содержание, методы обу­чения, технологии осуществления обратной связи и т. д. обсуж­даются и согласовываются между всеми потенциальными участ­никами учебного процесса: соучениками, учителями, админист­раторами, родителями и т. д. Чаще всего данная интерпретация соотносится с условиями и спецификой обучения взрослых, т. е. выпускников школ и студентов вузов, а также слушателей систе­мы послевузовского обучения. Представляется нецелесообраз­ным внедрять данную модель автономии в начальной и даже средней школе. Я полностью разделяю данную позицию. Думаю, что говорить об автономии в начальной и даже средней школе - это утопия.

4. Есть и третье понимание данного термина. В нем «автоно­мия» приравнивается к способности к учению как таковой. Для сторонников данной интерпретации в основе автономии нахо­дится не специфика учебного взаимодействия, а лишь одна глав­ная характеристика ученика. Тот, кто может учиться, тот и «авто­номен». Однако очевидно, что способность студента усваивать знания не означает автоматической готовности и способности са­мостоятельно выстраивать свою учебную программу. Основная задача последователей данного понимания лежит в плоскости по­нятия «учись учиться», где центральными стратегиями можно считать три позиции:

  1. как научить учащихся определять, что учить;
  2. как сформировать необходимые стратегии работы с тем или иным учебным материалом;
  3. как контролировать динамику собственного прогресса на уровне овладения содержательной и процессуальной стороной познания.

Данная позиция близка во многих отношениях второй пози­ции и косвенно подтверждает и обосновывает тезис о том, что до­стижение учебной автономии нереально с младшими школьника­ми и подростками, которые просто еще не овладели необходи­мым набором учебных стратегий и не имеют достаточного уровня самоорганизации. Перекликается она и с традициями отечест­венной практики преподавания. Как известно, научная школа академика Ю.К. Бабанского уже в 70-80-е годы поднимала воп­рос о необходимости введения специальной программы «Учись учиться». Результатом целенаправленной работы ученых и педа­гогов в данном направлении можно считать специальные поста­новления правительства и органов образования, направленные на создание системы требований по формированию перечня обще­учебных умений и навыков, методических разработок по НОТ (научной организации труда), тематики занятий постоянно дей­ствующих школ «Учись учиться».

Приведем примерный перечень общеучебных умений и навы­ков учащихся, которые были зафиксированы как нормативы обу­чения в 1980 году для всех учебных предметов советской школы. Простое перечисление выделенных умений и навыков убеждает в том, что на уровне концептуального осмысления проблемы эф­фективности учения, готовности учащихся к самостоятельной ра­боте и самообразованию, отечественная школа педагогической мысли намного опережала зарубежные исследования в данной области. Данная классификация учебных задач представляется логичней и конкретней, чем знаменитая таксономия учебных за­дач по Блуму (Bloom's Taxonomy), в иерархии которой много пов­торов и переносов.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Процесс взаимодейсвия преподавателя и студента во время изучения английског ...
  • Новаторство в изучении ангилйского языка
  • Типологии учебных заданий на курсах английского языка
  • Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспе ...
  • Понятие свободы при изучении английского языка
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________