Этапы учебной работы при изучении английского языка

Этапы учебной работы при изучении английского языка

Этапы учебной работы при изучении английского языка
1. Краткое изложение учителем основного содержания текста

Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснив таким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес для учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит, первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может передать основную идею текста простыми и понятными словами, а может и сохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включая объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и т. д. Очевидно, что для использования такого типа задания учителю необходимо иметь определенный уровень профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции.

При использовании задания данного типа следует помнить о том, что сам текст вступления не является установкой на первичный просмотр, поэтому надо ясно и понятно сформулировать задание на время просмотра текста, выбрав одно из заданий второго этапа, о которых пойдет речь ниже.

2. Предварительное исследование или проектная работа

Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков

по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материала, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (на родном и на английском языке) также способствует повышению мотивации в ходе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.

3. Текстовый этап. Цель этапа.

Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

Типы заданий.

1. На поиск языковой информации.

Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного английского языкового материала - лексики, грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Формулировки заданий могут звучать примерно так: Просмотрите видеофрагмент и:

• подберите английские/немецкие/французские/испанские и т. д. эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;

• подберите русские эквиваленты к следующим английским/немецким и т. д. словам и выражениям;

• заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;

• запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с существительным «дорога» (все глаголы, которые употреблялись с существительным «продукты» и т. д.);

• запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в какой они были употреблены в тексте;

• с какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте;

• в приведенном ниже списке синонимических выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте видео.

2. На развитие рецептивных умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации).

На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения, направленные на:

  • поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра);
  • определение верных/неверных утверждений;
  • соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются);
  • выстраивание частей текста в логической последовательности;
  • установление причинно-следственных связей и т. д.

3. На развитие навыков говорения.

Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений монологической речи:

Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае используются установки на описание:

• предполагаемой внешности героев и их одежды;

• предметов, которые могли находиться рядом;

• места событий;

• характера взаимоотношений между персонажами и т. д.

Все эти задания направлены на использование конкретного типа монолога-описания.

Использование кнопки «ПАУЗА».

В данном задании учащимся предлагают высказать предположения о дальнейшем ходе событий, что неразрывно связано с развитием таких дискурсивных умений, как определение и установление логико-смысловых связей текста.

Воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т. д.

Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыков диалогической речи, например:

Выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение вряд ли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, поскольку содержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно, если только человек не умеет читать по губам. Что же касается диалога, то при наличии таких элементов речевой ситуации, как место и время событий, по невербальному поведению партнеров по общению, можно сделать определенные предположения и о содержании диалога, особенно если ситуация является достаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т. д.)

4. На развитие социокультурных умений.

Довольно часто приходится сталкиваться с пониманием социокультурной компетенции в очень узком смысле, как практически тождественной по значению страноведческим знаниям. Безусловно, для того чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще более важно научиться сравнивать различные культуры мира, подмечать в них культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности. Самой трудной задачей для учителя в плане формирования социокультурной компетенции представляется умение научить учащихся интерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точки зрения культурных особенностей конкретной страны, избегая при этом формирования ложных стереотипов и не подпадая под влияние навязываемых суждений и представлений.

Использование видео предоставляет для этого прекрасную основу, однако было бы наивно полагать, что эти умения сформируются сами собой, без направляющей роли учителя и грамотной системы специально разработанных упражнений. Так, при работе с видеоматериалами предлагается использовать такой тип заданий, как установление межкультурных сопоставлений и расхождений. Здесь учителю важно помнить о том, что до тех пор пока умения сравнивать и сопоставлять культуроведчески-маркиро- ванную информацию не будут сформированы, необходимо продумывать систему опор, направляющих внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации.

4. Послетекстовый этап.

Цель этапа.

Использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной ангийской речи.

Оба предыдущих этапа являются обязательными и тогда, когда видеотекст используется в качестве средства развития комплексных коммуникативных навыков, и тогда, когда он используется в качестве средства контроля рецептивных навыков (аудирования). Послетекстовый же этап необходим только тогда, когда видеотекст используется для развития продуктивных умений, а именно говорения и письма.

Упражнения, которые могут быть направлены на развитие продуктивных умений в устной речи, уже были частично названы выше, при анализе текстового этапа работы с видео. На данном этапе, помимо вышеперечисленных упражнений, можно использовать:

• проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных видеосюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии по городу/школе и т. д.; посещение школьного концерта, рассказ о своей семье и т. д.);

• ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Развиттие различных навыков в изучении английского
  • Задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции и стимулирова ...
  • Проектная деятельность в изучении английского
  • Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке английского
  • Классификации способностей и знаний при изучении английского языка
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________