Использование диктантов на занятиях английского языка

Использование диктантов на занятиях английского языка

Использование диктантов на занятиях английского языкаВ основу данного раздела положены методические идеи моих учителей, а затем и коллег: НГ. Судьбиной, Н.С. Князевой, И.С. Ребенко, ИВ. Рахмановой, ЛЯ. Кагановой, И А. Новиковой. Они до сих пор оспаются для меня образцом учителя-педагога. Еще в докоммуникативный период 60-70-х годов они умели создать на уроках языка и литературы духречетворчества, соревнования (но не соперничества) среди учащихся, помогали каждому из нас, своих учеников, открывать новые горизонты, а главное - учили учиться и думать. Многие письменные задания вы можете найти в книге еще одного великолепного учителя-выдумщика, блистательного методиста,лектора, на мастер-классах которого словно попадаешь в театр одного актера. Я имею ввиду Марио Ринволюкри. Идеи его книги, написанной вместе с Полом Дэйвисом (Paul Davis, Mario Rinvolucri. DICTATION: New methods and possibilities. CUP, 1988), также нашли отражение в данной лекции. Сам факт подобных совпадений говорит о том, что иное использование диктантов, отличное от механических диктовок, уже давно витает в воздухе, и эта практика заслуживает более широкого распространения.

Можно без преувеличения сказать, что диктанты пишут все, кто изучает язык. Их пишут и на родном и на английском языке. С сожалением можно констатировать и тот факт, что традиционные диктанты носят достаточно формальный характер и направлены исключительно на проверку правильности правописания и соблюдения норм пунктуации. Те учащиеся, у кого сформированы навыки грамотного письма, обычно любят диктанты, поскольку всегда рассчитывают на высокий балл. Те же, кто пишет с ошибками (а таких немало), диктанты не любят, более того, переносят эту нелюбовь на любые формы письменной речи.

Сами учителя английского не очень жалуют диктанты в силу ряда причин. Во-первых, их надо проверять и проверять сразу, чтобы эффект обратной связи не был потерян. Во-вторых, надо организовывать работу над ошибками, а затем снова ее проверять. Это, конечно, проще, чем проверять и исправлять ошибки в сочинениях, но и на проверку таких работ дается гораздо меньше времени, а сам процесс является достаточно трудоемким и механическим. В третьих, ошибки в диктантах не дают достаточного представления о реальных умениях письменной речи, т. е. о способности человека излагать мысли и избегать формальных ошибок, находя «обходные пути» в случае возникновения сомнений или затруднений.

В традиционной практике обучения иностранному и родному языку в России, да и во многих других странах мира, всегда уделялось и сейчас уделяется большое внимание именно грамотности письменной речи. Недаром многие учителя подсознательно ставят количество ошибок на правописание и пунктуацию во главу угла при выставлении оценок за любые типы письменных тестов. Гораздо меньше внимания отводилось развитию творческих видов письма, к которым в России в основном относились сочинения на тему прочитанных произведений классической литературы, а в других странах Европы и в Америке - эссе.

В настоящее время многие отечественные методисты и учителя русского языка сетуют на то, что творческие виды письменной речи еще более потеснили, поскольку формой выпускных работ по русскому языку и литературе в школе и вступительных испытаний в вузы становится диктант или, в лучшем случае, изложение.

Однако, как показывает опыт, диктанты бывают разные. Некоторые формы диктанта можно и нужно использовать не только как форму проверки грамотности письма, но как средство когнитивного развития личности, стимулирования речевого творчества, потребности к фиксированию собственных мыслей на письме и т. д.

На уроке английского и родного языка комбинирование различных форм диктантов может помочь в решении всего комплекса целей формирования коммуникативной компетенции, а именно ее языковой, речевой, социокультурной составляющих.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Диктант VS диктовка в английском языке
  • Использование видео на занятиях английского языка
  • Коммуникативная компетенция при изучении английского языка
  • Пословицы и поговорки в системе языкового образования Англии
  • Готовность к образованию через всю жизнь
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________