Тематический принцип создания банка изображений для наглядного изучения английского языка

Тематический принцип создания банка изображений для наглядного изучения английского языка

Тематический принцип создания банка изображений для наглядного изучения английского языкаОдним из возможных путей собирания и систематизации изображений для занятий по английскому языку является тематический принцип. Любой практикующий учитель, работающий в конкретном учебном заведении, где действуют утвержденные учебные программы, знает, какие темы и ситуации изучаются в различных группах, на различных уровнях и годах обучения. Как правило, темы изучаются не последовательно, а циклично, т. е. к одной и той же теме в процессе изучения английского языка в школе и даже в вузе возвращаются неоднократно. Важно, чтобы по мере продвижения в курсе английского языка круг проблем для обсуждения и ситуации общения в рамках темы расширялись, не дублировались, обеспечивали ротацию учебного материала из других тем. Только так можно достичь реального повышения уровня коммуникативной компетенции, поскольку расширение спектра языковых форм определяется не тематикой, а проблематикой общения, от нее зависит и содержательное наполнение речи. Изобразительная наглядность, подобранная с учетом нюансов обсуждаемых ситуаций, по принципу соединения различных семантических полей, может значительно помочь в данном вопросе.

Все изображения собираются в одной тематической папке, по возможности пронумеровываются, составляется их перечень, который наклеивается на оборотную сторону папки. В тематических планах уроков указывается номер наглядного материала, а также название самой папки для того, чтобы при планировании серии уроков учитель не забывал использовать имеющийся наглядный материал. Некоторые изображения достаточно иметь в одном экземпляре, некоторые желательно размножить для ситуаций работы в парах или мини-группах, о чем речь пойдет ниже.

Для начального этапа обучения английского языка основными речевыми функциями при изучении данной темы, как правило, выступают:

• называние продуктов (овощей и фруктов, мяса, рыбы, молочных продуктов и т. д.);

• определение отношения к той или иной пище, конкретным блюдам (вкусно/полезно, нравится/не нравится, но умею готовить/часто ем и т. д.);

• рассказ о том, что обычно подается на завтрак/обед/ужин в семье, в школе, на отдыхе и т. д.;

• составление праздничного меню или рецептов любимых блюд и т. д.

Для наглядного обеспечения подобных ситуаций общения достаточно иметь изображения отдельных продуктов (в упаковке или без нее) и приготовленных из них блюд. Можно добавить и изображения людей, выполняющих типичные действия в процессе приготовления пищи: чистят, моют, режут, варят, жарят, смешивают, помешивают, взбивают, трут на терке, пробуют и т. д.

Эти изображения можно найти на страницах журналов, в рекламных буклетах супермаркетов, на полотнах художников; их также можно сфотографировать дома, на рынках или в ресторанах. Не стоит забывать и о возможностях видеонаглядности (телевизионные передачи, реклама, художественные и документальные фильмы и т. д.)

По мере усложнения языкового и речевого материала, в рамках темы возникают и другие ситуации общения, а также проблемные вопросы для обсуждения.

Что входит в понятие здоровой и нездоровой пищи?

Что такое «национальная кухня» и как это понятие связано с понятием национальных культур и их самобытности? Кулинарные традиции каких стран завоевали всемирное признание? Какие блюда китайской, итальянской, французской, мексиканской, русской кухни вы знаете, каким из них отдаете предпочтение и почему?

• Как вести себя за столом в различных ситуациях формального и неформального характера? Приведите примеры тех и других ситуаций.

• Как правильно определить рацион питания для той или иной группы людей, для одной семьи?

• Что входит в современное понятие «полуфабрикаты»? Как их готовят и с помощью каких средств в наше время продлевают срок годности продуктов питания?

• Какие болезни являются следствием неправильного питания человека? Как их предотвратить? И т. д.

Очевидно, что для наглядной поддержки данных ситуаций уже недостаточно перечисленных выше типов изображений. Здесь нужны реальные бытовые сценки в различных типах заведений общественного питания, изображения людей различных социальных и профессиональных групп в процессе еды, в привычных и типичных для них ситуациях.

При обсуждении данных вопросов пересекаются уже несколько тем: еда, стиль жизни, религия, история, профессиональная/ корпоративная/национальная культура и т. д.

Удачный подбор наглядных изображений может не только стимулировать индивидуальные высказывания по заданной проблеме, но и выявить расхождения во мнениях и суждениях отдельных групп участников общения. С одной стороны, подбор изобразительной наглядности лишь отражает спектр запланированных учителем проблем для обсуждения, но с другой стороны, удачно отобранный наглядный материал может способствовать расширению привычных ситуаций, особенно если он нетривиален, непривычен, неоднозначен или просто не всем понятен.

Поскольку, как было отмечено выше, все темы можно и нужно комбинировать в процессе учебного общения, то тематический принцип подбора, а главное, хранения наглядных материалов не всегда удобен, особенно при работе с учащимися, достаточно свободно говорящими на английском языке (уровень В1 - С2 по общеевропейской шкале уровней владения английскими языками). В таком случае можно использовать другой путь: подбирать изображения и хранить их по принципу того или иного типа изображения. К данным типам, с определенной степенью условности, можно отнести: изображения отдельных предметов и отдельных людей; групп предметов; бытовые и жанровые сценки; пейзажи без зданий и людей и, соответственно, с таковыми и т. д. Рассмотрим специфику подбора каждого из названных типов изображений с учетом практической ценности их использования на занятиях по английского языка.

1. Изображения отдельных людей.

К данной подборке можно отнести изображения людей:

1) разного возраста и пола  для называния/отгадывания возраста, использования обобщающих понятий типа «Это ребенок/юноша/ мужчина/девушка» и т. д.;

2) имеющих различные черты лица  для описывания внешности;

3) имеющих различное выражение лица в момент съемки для описания эмоций и чувств, а также составления рассказов с вымышленными героями и их жизненными историями;

4) имеющих характерные признаки профессии  для называния или отгадывания профессии;

5) имеющих характерные признаки своего времени и страны для отгадывания и составления рассказов о той или иной эпохе, стране и ее людях;

6) одетых для различных жизненных ситуаций: для работы (в офисе, на стройке, в саду) или для отдыха (в лесу, на пляже, на дорогом курорте, на даче); для торжественного приема, свадьбы и т. д.  для определения и описания ситуации, описания костюма и определения его адекватности для той или иной ситуации и т. д.;

7) известных или выдающихся людей различных профессий: писателей, музыкантов, певцов, актеров, ученых, политиков, путешественников, военачальников из различных стран и, возможно, различных эпох для называния данных имен, составления рассказов, проведения мини-исследований о их жизни и работе, сравнения выдающихся людей схожих профессий и достижений из различных стран, культур, эпох, а также для контроля социокультурной осведомленности и расширения культурного кругозора, в том числе и о своей культуре.

2. Изображения сказочных персонажей и животных.

С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые - злые, привычные - непривычные, универсальные для всех стран - живущие/известные лишь в конкретном месте/стране и т. д.

3. Изображения отдельных предметов.

Данные изображения лучше всего группировать по собирательным, обобщающим понятиям: Мебель, Инструменты, Посуда, Одежда, Канцелярские товары, Строительные материалы, Техника, Оружие, Сосуды, Украшения, Музыкальные инструменты и т. д. Так их легче систематизировать, хранить, находить в нужной ситуации.

С данными изображениями можно работать отдельно, а можно включать их в наборы картинок для составления сложных сюжетных рассказов, о чем будет сказано ниже.

Наиболее типичными заданиями при работе с данной группой изображений могут быть:

• называние отдельных предметов или всего понятия, к которому данные предметы относятся;

• группировка разрозненных изображений по тому или иному принципу, аргументация решений;

• отгадывание предметов, не видя изображения партнера, при работе в парах с несколькими изображениями;

• описание отдельных предметов: форма, цвет, компоненты, предназначение, материал, из которого предмет сделан и т. д.;

• рассказ об истории создания данного предмета и его создателях/владельцах;

• придумывание историй, которые могли бы происходить с данным предметом в разное время/различные времена;

• сравнение нескольких предметов или понятий, нахождение общего и отличного между ними и т. д.

Изображения отдельных мест.

В данном случае целесообразно подбирать отдельные изображения по следующим подгруппам:

• природные ландшафты: виды гор, лесов, полей, рек, водопадов, морей, океанов, живописных прудов и т. д.;

• городские виды: общие виды городов, отдельные общественные и административные здания, школы, жилые дома, церкви, соборы, площади, памятники, мосты, улицы, городские парки и т. д.;

• сельские виды: виды деревень, деревенские дома, дороги, сельская улица, околица и т. д.;

• достопримечательности крупных городов и стран мира: узнаваемые места различных городов и мест России, Европы, Азии и Америки, здания и памятники, узнаваемые природные ландшафты, символы и т. д.

Типы заданий из предыдущей группы вполне уместны и при работе с данной группой изображений.

4. Бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях.

При работе с данными изображениями можно использовать много различных заданий, в том числе и не связанных напрямую с самим изображением. Изображение, как уже отмечалось выше, может служить лишь стимулом, отправной точкой для беседы или дискуссии, для выполнения творческого задания. Именно при работе с данными типами наглядных пособий можно успешно использовать задания, направленные на: тренировку памяти, воображения; нахождение общего и отличного в интерпретации одного и того же материала разными людьми; составление рассказов по картинке, а не механическое описание картинок; развитие и контроль общих филологических знаний, связанных с соединением информации из таких учебных предметов, как история, литература, МХК, искусство и т. д.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции и стимулирова ...
  • Использование изобразительной наглядности на занятиях английского языка
  • Классификации способностей и знаний при изучении английского языка
  • Отбор содержания курса английского языка
  • В каком случае использование наглядности на уроке английского может быть оп ...
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________