Понятие учебной лексикографии

Понятие учебной лексикографии

Понятие учебной лексикографииК середине XX в. оформилась новая отрасль лексикографии - учебная лексикография. По четкому определению В.В. Морковкина, «учебная лексикография есть лингвометодическая дисциплина, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты описания лексики в учебных целях». 

К основным разделам этой отрасли лексикографии, как справедливо считает В.В. Морковкин, относятся следующие:

  • теория и практика создания учебных словарей; теория и практика создания лексических минимумов; теория и практика учебной лексикостатистики;
  • теория и практика создания учебных пособий лексикографического типа по лексике;
  • теория и практика представления и описания лексики в словаре учебника и в поурочных словарях.

На современном этапе развития словарного дела происходит изменение многих жанров словарей и усиление их учебной ориентации. Общая лексикография, вводимая в методику через посредство учебной лексикографии, позволяет освободить преподавание лексики от лингвистически устаревших приемов, указав границы внутриязыковой и межъязыковой интерференции, возможности и ограничения дефиниции и иллюстрации, а также определив потенциал лексико-синтаксической сочетаемости. Во взаимовлиянии лингвистики и методики и заключается сущность учебной лексикографии как самостоятельной лингводидактиче- ской дисциплины. По мнению С.Г. Бархударова и JI.A. Новикова, «учебную лексикографию, по сравнению с академической, можно определить в целом как лексикографию меньших форм и большей обучающей направленности» (Каким должен быть учебный словарь. РЯЗР, 1971, № 3).

Своими теоретическими и практическими рекомендациями учебная лексикография помогает учащимся постепенно перейти от учебника к работе над специализированными учебными пособиями по лексике, а от них - к учебным и общим словарям и справочникам. Кроме традиционных лексикографических факторов учебная лексикография принимает во внимание факторы методического порядка: этап обучения, вид речевой деятельности, родной язык учащихся, наличие языка-посредника, наличие языковой среды, уровень общей культуры учащихся и т. д. Результатом лексикографического труда является словарь, для учебной лексикографии - это учебный словарь.

Словарь как предмет лексикографии

Особое внимание необходимо обратить на предмет науки лексикографии - словарь. Интересующий нас термин в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (Москва, 1949) толкуется следующим образом:

Существуют и другие толкования этого понятия. Наиболее полное определение, по мнению исследователей, можно найти в английском словаре "The Oxford English Dictionary" (Oxford University Press, 1933).

Практически невозможно дать полное определение понятию «словарь», так как оно слишком широко. Специалисты выделяют несколько основных характеристик, объединяющих все типы словарей (А.Д. Хаютин. Очерки по истории становления лексикографии. Москва, 1998):

  • словарь - собрание слов (или сочетаний слов, значащих частей слов и др. языковых единиц);
  • словари - средства фиксации, освоения, «хранения» и канонизации знаков языка;
  • в словаре знаки сопровождаются разъяснениями, толкуются или переводятся на другой язык;
  • языковые единицы располагаются в словаре в определенном порядке (чаще всего алфавитном или тематическом);
  • обычно подчеркивают, что словари по своей сущности связываются с письменной формой общения.

Макроструктура английского словаря

Несмотря на то, что существует множество различных типов словарей, большинство из них имеют много сходного в технике оформления и представления материала. По структуре словари английского языка обычно состоят из пяти основных разделов, которые выступают, как правило, в следующем порядке:

  • введение или предисловие (Foreword);
  • раздел «Как пользоваться словарем» (Guide to the use of the dictionary);
  • ключ к системе транскрипции, применяемой в словаре (Key to pronunciation);
  • список сокращений и их объяснения (Abbreviations and symbols in this dictionary);
  • основной список слов, т. е. собственно словарь (e.g. The dictionary of the American language);
  • дополнительный материал, т. е. различные приложения (Supplements).

Рассмотрим каждый из перечисленных разделов.

Предисловие словаря

Предисловие обычно начинается с описания истории создания словаря и затем кратко определяет его объем и задачи. Этот материал необходимо внимательно прочитать, для того чтобы точно знать, что можно найти в словаре, и чего там нет. Например, если справочник, с которым вы работаете, является толковым словарем, в предисловии, по всей вероятности, будет указано, включает ли он устаревшие слова или нет; каковы вообще хронологические рамки охвата лексики в английском словаре; можно ли ожидать в нем неологизмы и т. д.

Последняя часть предисловия будет, очевидно, изложением наиболее общих сведений о том, как данный словарь представляет материал, каковы общие принципы, которыми руководствовались составители. Наконец, заключительные строки будут посвящены выражению благодарности экспертам и консультантам, помогавшим в составлении словаря. Это также весьма важно, ибо о качестве и ценности словаря можно с полным правом судить по тому, кто и в какой мере принимал участие в его составлении.

Как пользоваться словарем

Этот раздел включает такие важные сведения, как структура словарной статьи, способы лексикографической обработки слова, принятые в словаре, место производных слов, пометы, даваемые словарем (запретительные, ограничительные и т. п.), грамматическая характеристика слова и т. д. Четкое усвоение этого раздела может во многом облегчить работу со словарем.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Лексикография как научная дисциплина
  • Отдельные функциональные разновидности английского языка
  • Особенности английских учебных словарей
  • Правильная работа с английским словарем
  • Профессионально-коммуникативные аспекты изучения английского
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________