Особенности английских учебных словарей

Особенности английских учебных словарей

Особенности английских учебных словарейУчебный словарь - это книга, содержащая упорядоченный по тому или иному принципу перечень слов, отвечающая методическим требованиям, оформляемая, как правило, в виде одного небольшого по формату тома и обеспечивающая быстроту и легкость наведения справок. В учебном процессе используется либо отдельно, либо в сочетании с другими учебными пособиями или с общими (академическими) словарями.

B. Щерба справедливо замечал, что «всякий краткий словарь вызывает у серьезных людей, в конце концов, раздражение, так как он всегда оказывается недостаточным во всех тех случаях, когда словарь действительно нужен». (Избранные работы по языкознанию и фонетике.Изд-во ЛГУ, 1958). Но это вовсе не отрицает, как отмечает и сам Л.В. Щерба, необходимость различных небольших словарей для начинающих и других категорий людей, изучающих английский язык. Ведь не меньшее раздражение может вызвать у начинающих, а также у людей с ограниченным словарным запасом и большой словарь.

Основным назначением учебных словарей является обучение языку. Именно в них дидактический аспект пронизывает все элементы справочника. Цель - обучение языку - определяет материал и принципы составления подобных словарей. Учебному словарю свойственна методическая направленность на определенный этап обучения, специальность, возраст обучающихся, что и определяет отбор английского языкового материала, макро- и микроструктуру учебных словарей.

Учебный словарь - и в этом одна из его главных особенностей - должен учитывать уровень знаний учащихся, их национальность, а также возрастные и некоторые другие особенности. Только в этом случае он будет эффективным справочным пособием. Одна из основных задач учебной лексикографии - создание различных серий словарей нарастающей трудности. Основное требование, предъявляемое к словарям учебного типа, заключается в том, чтобы описать в доступной форме важнейшие аспекты лексики. При этом особое внимание должно быть уделено наглядному показу слова в его разнообразных смысловых, синтагматических и других связях с другими словами и по возможности полно, но в заданных пределах. Пробелы при описании словарного состава языка: неполнота, изолированность, отсутствие функционального плана - далеко не всегда восполняются «языковым опытом» изучающих английский язык, что может приводить к ошибкам в их речи.

Толкование слова в учебном словаре должно последовательно опираться на определенное количество более элементарных слов-смыслов, иначе пользоваться словарем будет трудно.

Следует особо подчеркнуть роль иллюстраций (рисунков, схем, диаграмм и т. п.). Они не только дают наглядное представление о предмете, но и позволяют радикально сократить словесное определение.

Типология словарей

Типы учебных и больших словарей в значительной степени совпадают. Это говорит, с одной стороны, об отсутствии явной границы между учебной и большой лексикографией. В самом деле, например, увеличение словника и «глубины» словосочетаний может привести к постепенному превращению учебного словаря сочетаний слов в словарь стиля, которым могут и будут пользоваться и носители языка.

Существующие типы словарей английского языка весьма разнообразны. Это разнообразие объясняется, прежде всего, сложностью и многоаспектностью самого объекта лексикографического описания, т. е. языка. Кроме того, многочисленные потребности общества в получении самой различной информации о языке также усложняют и расширяют репертуар словарей. Практически нет никакой возможности дать в одном словаре всю в той или иной мере исчерпывающую информацию о языке, которая удовлетворила бы в равной степени все общество в целом и отдельные его слои в частности. Именно поэтому в любой национальной лексикографии мы находим десятки, а то и сотни словарей самых разных типов.

Деление словарей на типы происходит, как говорят классификаторы, по различным основаниям: в зависимости от цели словаря, его объема, порядка расположения в нем слов, объекта описания и т. д. Необходимо отметить, что в науке о языке пока еще нет сколько-нибудь общепринятой типологии словарей, хотя попытки создать таковую предпринимались многими лингвистами, в частности JI.B. Щербой, П.Н. Денисовым, Б. Кемадой, Я. Мал- килом, JI. Згустой и др.

Представим наиболее видимые основания для деления словарей на типы. Первым основанием деления всех справочников на две большие группы является объект описания. В зависимости от того, что описывают словари, каков предмет их описания, они делятся на энциклопедические (или энциклопедии) и лингвистические. Первые, как известно, объясняют не слова как таковые, а предметы, вещи, события, явления (которые, конечно, в свою очередь, обозначаются в языке словами). Именно поэтому в них мы не найдем предлогов, местоимений, союзов, частиц, междометий и редко встретим глаголы, прилагательные, наречия. Зато в энциклопедических словарях много имен существительных, в частности имен собственных, фамилий, названий рек, городов, стран и т. п. Преобладают в энциклопедиях и имена существительные-термины. Все перечисленные выше группы слов, как правило, даются в энциклопедических словарях с подробным изложением их содержания, свойств, характера и т. п.

В лингвистических словарях, в отличие от энциклопедических, описывается не предмет или понятие, обозначаемое данным словом, а само слово, т. е. дается характеристика слова как единицы языка: приводится значение слова, его грамматическая, орфографическая, орфоэпическая особенности, указывается его стилевая принадлежность и т. п., о чем уже было сказано выше.

Учебные словари по своей природе принадлежат к лингвистическим английским словарям. Хотя в некоторых из них можно отыскать черты энциклопедий. Например, словарь "Longman Dictionary of English Language and Culture" (Pearson Education Lmt., 1998) предоставляет не только лингвистическую, но и культурологическую информацию.

Вторым основанием деления словарей следует считать их объем или, говоря проще, количество слов, которое включает данный справочник. Можно предположить, что в соответствии с этим основанием все словари будут разделены, по крайней мере, на три группы: большие, средние, малые. Тогда к большим будут отнесены те справочники, которые в принципе стремятся максимально полно, по возможности исчерпывающе, отразить всю языковую действительность, являющуюся объектом описания данного словаря. К средним будут отнесены те, которые включают не все языковые единицы, а осуществляют некоторый отбор в соответствии со своими определенно поставленными целями. И, наконец, малыми будут такие, которые производят более строгий отбор. Подобное деление словарей по объему находит свое выражение почти в каждой отрасли лексикографии, включая и учебную. Однако учебные словари имеют целью дать довольно ограниченное число наиболее употребительных лексических единиц.

Следует отметить, что деление словарей по объему может относиться, естественно, к любому типу словаря. И действительно, как толковые, так и специальные словари могут быть в свою очередь и большими, и средними, и малыми.

Третьим основанием деления является язык описания заглавных слов или, как теперь говорят, входных единиц словаря. Если заглавное слово описывается средствами того же языка, что и оно само, то это одноязычный словарь. Если описание семантики слова и других его сторон дается на другом языке, то это двуязычный (или многоязычный) словарь.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Отдельные функциональные разновидности английского языка
  • Понятие учебной лексикографии
  • Лексикография как научная дисциплина
  • Типология трудностей при работе с английским словарем
  • Типология трудностей при работе с английским словарем
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________