История градостроения Лондона

История градостроения Лондона
Римская городская стена


Стена как оградительное сооружение была возведена римлянами в 200 г. С XII no XVII в. многие ее участки перестраивались и ремонтировались. Разрушение стены началось в XVIII в. и к концу XIX в. от нее почти ничего не осталось. Благодаря археологическим раскопкам ее контуры и фрагменты можно проследить по маршруту Барбикан (Barbican), церковь Всех Святых (All Hallows Church), Тауэр (Tower of London). Улица Лондон-Уолл (London Wall) начинается от улицы Олдерсгейт (Aldersgate) и идет до Би- шопсгейт (Bishopsgate) - проходит приблизительно там, где раньше возвышалась стена.

Ни одни ворота городской стены не сохранились, но о них напоминают названия нынешних улиц и близлежащих церквей: Людгейт (Ludgate), Ньюгейт (Newgate), Олдерсгейт (Oldersgate), Крипплгейт (Cripplegate), Мургейт (Moorgate), Бишопсгейт (Bishopsgate), Олдгейт (Aldgate). Небольшой дошедший до наших дней фрагмент стены находится напротив Тауэра.

Прогулка вдоль бывшей Лондонской стены (около 3 км) - от Музея Лондона (Museum of London) до Тауэра - займет около двух часов.

Нормандское завоевание

Эдуард Исповедник (Edward the Confessor) правил страной в 1042-1066 гг. До избрания на престол он жил в ссылке в Нормандии, и поэтому для него было вполне естественно при строительстве Вестминстерского аббатства (Westminster Abbey) ориентироваться на архитектурный стиль аббатства Жюмьеж (Abbey at Jumieges), что положило начало нормандскому стилю в Англии.

В 1123 г. была построена церковь Сент-Бартоломью (St. Bartholomew the Great Church), старейший приходской храм Лондона (вы можете увидеть ее в фильме "Влюбленный Шекспир"), в 1080 г. часовня Иоанна Крестителя (St. John's Chapel) в лондонском Тауэре. Также Уайт-Тауэр (White Tower) - белая башня, возведенная при Вильгельме Завоевателе, и Вестминстер-Холл (Westminster Hall) - самое грандиозное (его длина 73 м) для XI-XII вв. здание Западной Европы. Знаменитая крыша собора с массивными деревянными перекрытиями была сооружена в XIV в. во время правления Ричарда II.

Эпоха  Тюдоров и короля Иакова I

Самыми внушительными архитектурными сооружениями этой эпохи были Сент-Джеймсский дворец (St. James's Palace) и дворец Хэмптон-Корт (Hamton Court) с многоярусными воротами. В Хэмптон-Корте сохранились декоративные печные трубы, внутренние дворики и великолепный зал под крышей с консольными перекрытиями. Первая такая крыша была возведена над Большим залом Вестминстерского дворца (Westminster Hall), сохранилась и крыша над залом Мидл-Темпл (Middle Temple Hall) в Чартерхаусе (Charterhouse) и дворцом Элтам (Eltham Palace), построенным в 1479 г. Узорчатую кирпичную кладку, типичную для эпохи Тюдоров, можно увидеть в Чартерхаусе и дворце Фулхэм (Fulham Palace).

Готический стиль

В XII в. с основанием бенедиктинских и цистерцианских (на севере) монастырей в Англию с континента пришел готический стиль, который на протяжении четырех веков господствовал в стране.

Образцы ранней английской готики (ланцетовидный стиль) - собор в Солсбери (Salisbury), а также Вестминстер (1220). Генрих ///(Henry III) не только выделил из казны средства на реконструкцию Вестминстерского собора, но и взял на себя роль покровителя архитектуры, и его примеру следовали все английские монархи до Генриха VIII (Henry VIII). Духовенство Англии довольствовалось местными материалами и местными же мастерами, что привело к появлению островного стиля - английская интерпретация французской готики. Среди прочего собственно английскими чертами являлись изящные и легкие ажурные оконные переплеты - работа искусных каменщиков.

В конце XIII в. возникает украшенный стиль (или декоративный), который отличается изобилием декоративных элементов и сложностью узоров. Тогда же в оформлении здания широкое распространение получили ребристые своды.

Перпендикулярный стиль (или вертикальный) характерен многоугольными формами с особым выделением окон, что помогало создавать ощущение простора. Для решения этой задачи во многих случаях использовались деревянные, а не каменные перекрытия.

В качестве примера можно привести три королевские часовни на юго-восто- ке Англии - часовня Сент-Джордж (St. George Chapel) в Виндзоре, часовня в Кингс-колледже (King's College Chapel) в Кембридже (1446, 1508-1515) и часовня Генриха VII (Henry VH's Chapel) в Вестминстерском аббатстве (1503-1519).

К сожалению, многие церкви Лондона были повреждены или же погибли во время Великого пожара 1666 г. и во время буржуазной революции. Спустя полвека после пожара собор Святого Павла был перестроен по проекту Кристофера Рена (Sir Christopher Wren, 1632-1723). Эра готики закончилась, наступил следующий период в архитектуре, связанный с новыми европейскими тенденциями.

Ранний классицизм

Поворотный момент в развитии английской архитектуры наступил в середине XVI в., когда герцог Нортумбрийский отправил живописца Джона Шута (John Shute, ум. в 1563) в Италию ознакомиться с работами великих архитекторов. Итогом этой поездки явилась книга "Основы архитектуры" ("The First and Chief Grovndes of Architectvre", 1563), в которую вошли впечатления от путешествия, а также значительные включения из трудов известного римского архитектора Витрувиуса, или Марка Витрувио Поллио (Marcus Vitruvius Pollio, ум. в I в. н. э.), французского зодчего Гийома Филандриера (Giullaume Philandrier, XVI в.), итальянского архитектора Себастьяно Серлио (Sebastiano Serlio, 1475 - к. 1554). Труд Шута стал первой книгой об архитектуре на английском языке.

В конце XVI в. появляется первый английский архитектор, работающий в собственной манере, - Иниго Джонс (Inigo Jones. 1573-1652). Он был воспитан на идеалах Возрождения, а познания в архитектуре почерпнул из труда итальянского архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio, 1508-1580) "Четыре книги об архитектуре", напечатанного в Венеции в 1570 г. Наиболее значимые постройки Джонса, сохранившиеся до нашего времени. - Банкетный зал (Banqueting House) в Уайтхолле, строительство которого было завершено в 1622 г., и Дом королевы (Queen*s House) в Гринвиче.

Барокко и обращение к классике (XVII и XVIII вв.)

Символом этой эпохи считается сэр Кристофер Рен (Christopher Wren, 1632-1723) - знаменитый английский зодчий. Венцом его творчества является возведенный по его проекту собор Святого Павла (St Paul's Cathedral). Кристофер Рен всего однажды покинул пределы Англии: в 1655 г. он отправился в Париж, где встретился с Джованни Лоренцо Бернини - знаменитым итальянским скульптором и архитектором. Вернувшись в Лондон, Рен, вдохновленный образом Сорбонны и ее куполом (арх. Ж. Лемерсье), взялся за строительство нового собора (прежний сгорел во время Великого пожара) - четвертого. Чертежи были утверждены 27 августа 1666 г., за неделю до того, как огонь уничтожил прежнее здание. Тогда же зодчему было поручено создать 50 новых проектов для восстановления церквей, также погибших в пламени. Предложенный им план реконструкции города, с площадями наподобие итальянских и расходившимися от них широкими улицами, осуществить было невозможно, поскольку земля принадлежала различным собственникам. Со временем дома и лавки были перестроены за счет владельцев, за общественные здания платили гильдии лондонского Сити, а строительство церквей финансировалось на доходы от налога на уголь.

Наиболее известные из сохранившихся храмов Сити - церковь Сент- Брайд (St. Bride Church), церковь Сент-Стивен Уолбрук (St. Stephen Walbrook), церковь Сент-Клемент Дейнс (St. Clement Danes Church), церковь Сент-Джеймс на Пикадилли (St James's Church Piccadilly), Собор Святого Павла (St. Paul's Cathedral). Кристоферу Рену было суждено увидеть, как завершится строительство его шедевра, который возводился 35 лет (1675-1710 гг.). Изобилие архитектурных деталей, тщательно продуманное сочетание различных элементов - все это вдохновляло последующие поколения архитекторов, подсказывало им различные способы решения архитектурных задач.

Сэр Рен также работал над строительством дворца Хэмптон-Корт (Hampton Court Palace), больниц в Гринвиче и Челси, в чем ему, несомненно. Помогали Николас Хоксмур (Nicholas Hawksmoor, 1661-1736) и сэр Джон Ван- бру (Sir John Vanbrugh. 1664-1726) - оба архитектора широко использовали элементы классического стиля.

Ученик Рена Николас Хоксмур создавал здания в стиле английского барокко (этот стиль также называют маньеризмом). Примеры этого времени: церковь Сент-Мэри Вулнот (St. Mary Woolnoth Church) в Сити, церковь Сент-Элфиг (St. Allege Church) в Гринвиче, церковь Сент-Энн (St. Anne's Church) в Лаймхаусе, церковь Сент-Джордж (St. George Church) в Блумсбери, западные башни Вестминстерского аббатства.

Неоклассицизм

Две значимые фигуры этого периода - лорд Ричард Бойл Бёрлингтон (Richard Boyle Burlington. 1694-1753) и Уильям Кент (William Kent, 1685-1748), которые, объединив свои усилия, занимались проектированием зданий, интерьером, а также планировкой садов и парков, ориентируясь на загородные виллы Андреа Палладио. В качестве примера можно привести Чизик-Хаус (Chiswick House).

После Рена самым заметным архитектором был Джеймс Гиббс (James Gibbs, 1682-1754), построивший церковь Сент-Мартин ин де Филдс (St. Martin- in-the-Fields Church - церковь Св. Мартина в Полях). Гиббс был поспе- дователем Рена - его церковь Сент-Мэри ле Странд (St. Mary Le Strand Church) стилистически перекликается с церковью Сент-Клемент Дейнс (St. Clement Danes Church), построенной Реном и расположенной чуть выше на той же улице Странд.

Георгианское изящество

В следующем поколении архитекторов - приверженцев классического стиля - главными соперниками были сэр Уильям Чемберс (Sir William Chambers, 1726-1796), художник, академик, член Королевской академии искусств, стремившийся следовать традициям, и шотландец Роберт Адам (Robert Adam, 1728-1792), тяготевший к неоклассицизму. Чемберс совершил путешествие на Дальний Восток и издал книгу о Китае. Ему было поручено сделать перепланировку Кью-Гарденс (Kew Gardens) и возвести там экзотические павильоны и пагоду. Его творчество очень ценил Георг III, поэтому Чэмберс получал важные заказы - например, на строительство Сомерсет-Хаус (Somerset House), северный фасад которого выходит на улицу Странд - самую аристократическую улицу Лондона. Роберт Адам много путешествовал по Европе - побывал во Франции, Италии, Далмации (регион Хорватии). Он черпал свое вдохновение, любуясь памятниками античности. Создавая уникальные интерьеры, он восстанавливал в памяти увиденное в Помпеях и Геркулануме (раскопки на месте погребенных под пеплом и лавой городов начались незадолго до его европейского турне), а также использовал манеру росписи, взятую с ваз, найденных в развалинах сирийской Пальмиры и в Греции. Адам добивается изящества и легкости, что проявляется в постройках Остерли-парк-Хаус (Osterly Park House) и Сайон-Хаус (Syon House). Очень немногие из особняков (т. н. town houses - таунхаусы), построенных Адамом, сохранились в первозданном виде: Хоум- Хаус (Home House. Portman Square, 20), дома на южной и восточной сторонах Фитцрой-сквер (Fitzroy Square), отдельные здания на Сент- Джеймс-сквер (St. James's Square) и на Чендос-стрит (Chandos Street), а также комплекс зданий в палладианском стиле (спроектирован вместе с братом Роберта -Джоном Адамом) в Аделфи (Adelphi).

К концу Георгианской эпохи архитекторы достаточно свободно трактовали классический стиль, что видно по работе Джона Нэша (John Nash, 1752-1835): церковь Ол-Соулз (All Souls Church - церковь Всех Усопших, 1822-1824) на Портленд-плэйс (Portland Place).

Эпоха Регентства

Стиль эпохи Регентства, английский ампир, пришел из предреволюционной Франции. Ключевая фигура этого периода - Генри Холланд (Henry Holland, 1745-1806), который построил здание клуба "Брукс" (Brooks's Club) в районе Сент-Джеймс (St. James's). Не менее известными зодчими были сэр Джон Соун (John Soane, 1753-1837) - профессиональный архитектор, его главное творение - здание Английского банка - построено в 1788 г. (теперь от него остались только стены); Джон Нэш (John Nash, 1752-1835) - любимый архитектор Георга IV, спланировал Риджент-стрит, дома для членов парламента, окружающие Риджентс-парк, спроектировал роскошный Карлтон-Хаус-Террас (Carlton House Terrace) в районе Сент-Джеймс, Бу- кингемский дворец (позднее в значительной степени перестроенный), множество загородных домов; Томас Кабитт (Thomas Cubitt 1788-1855), профессиональный застройщик, по чертежам Джорджа Басеви (George Basevi, 1794-1845) закончил площадь Белгрейв-сквер (Belgrave Square) и другие здания в районе Белгравия (Belgravia). Другие площади, улицы и переулки тянутся от Патни и Клапхэма (Putney и Clapham) через Айлингтон и Кенсингтон до Собачьего острова (Isle of Dogs) в Докланде (Docklands). Все это было построено в период 20-30-х гг. XIX в.

Викторианская эпоха

Развитие промышленности и экономический подъем привели к социальным переменам. Население Лондона стремительно росло, появилась необходимость в массовом городском строительстве. Материалы стали изготовлять промышленным способом (в конце XVIII в. - железо, к середине XIX в. - листовое стекло, к концу 40-х гг. XX в. появились сборные дома, в 60-х гг. XX в. начали применять бетон). Все это, разумеется, повлияло на способы и стиль градостроения.

В этой эпохе отмечают три основных периода - раннее, высокое и позднее Викторианство.

Сэр Джордж Гилберт Скотт (George Gilbert Scott. 1811-1878) - ключевая фигура эпохи, в своей деятельности он охватил все три фазы этого времени. Скотт не только занимался реставрацией (прежде всего Вестминстерского аббатства в 1849 г.), но и проектировал в отличавшем его готическом стиле как церкви, так и светские постройки - вокзал Сент-Панкрас (St. Pancrass Station) и одноименный отель, новые правительственные здания Уайтхолла и мемориал принца Альберта (The Albert Memorial. www.victorianweb.org) в Гайд-парке (Hyde Park).

Его внук, сэр Джайлс Гилберт Скотт (Giles Gilbert Scott, 1880-1960), представитель позднего викторианства, оставил после себя весьма примечательные произведения постиндустриальной эпохи - электростанцию в Баттерси (Battersea Power Station, 1932-1934), мост Ватерлоо (Waterloo Bridge, 1939-1945) и электростанцию Бэнксайд (Bankside Power Station). Он же придумал облик красных телефонных будок.

Несмотря на то что чугунные фасады строений того времени стали произведениями искусства (Хрустальный дворец Дж. Пакстона, вокзал Кингс-Кросс Т. Кабитта, вокзал Паддингтон И.К. Брюнеля (Isambard Knigdom Brunei, 1806-1859), мода на эклектику и различные псевдостили (прежде всего на псевдоготику) по-прежнему сохранялась - башенки, двускатные крыши, стрельчатые окна, витражи присутствуют и в загородных поместьях, и в оформлении пригородных особняков.

Постановление совета Лондонского графства узаконило строительство домов из красного кирпича - на совет произвели впечатление постройки Филипа Уэбба (Philip Webb, 1831-1915) в других графствах. В том же практичном и непритязательном стиле работал Ричард Норман Шоу (Richard Norman Shaw. 1831-1912), создатель Лоутер-Лодж (Lowther Lodge, 1873) в Кенсингтоне (теперь в здании размещается Географическое общество) и четырех домов на Кадоган-сквер (Cadogan Square). В Бедфорд-парке (Bedford Park) Ричард Шоу спроектировал застройку из двух- и трехэтажных домов из красного кирпича в стиле эпохи королевы Анны с небольшим садом при каждом особняке. Интерьеры и мебель создавал Уильям Моррис (William Morris, 1834-1896), основатель Движения искусств и ремесел. В противовес засилью массовой продукции началось возрождение интереса к продукции ручной работы - витражам, мебели, набивным тканям, обоям. Когда Альфред Уотерхаус (Alfred Waterhouse, 1830-1905) спроектировал Музей естествознания (Natural History Museum) - шедевр новой архитектуры, железобетон и стальную арматуру скрыли арки и колонны со скульптурными изображениями животных и растений. Это было рождением стиля модерн. Одновременно началось массовое строительство церквей в новых, разраставшихся пригородах. Точеные шпили пронзали небеса, свидетельствуя о возвращении готического стиля. Более всего это проявилось в проектах Вестминстерского дворца. На подробных чертежах Джорджа Гилберта Скотта и Огастаса Пьюджина (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1852) были тщательно разработаны все детали. Как и в XVIII в., мода диктовала интерес к неонормандскому и раннехристианскому стилям, а в середине века - к неороманскому.

XX век

Интернациональный стиль, основы которого были сформулированы бельгийцем Хенри ван де Велде (Henry van de Velde, 1863-1957) и немцем Петером Беренсом (Peter Behrens, 1868-1940) - оба художники, ставшие архитекторами. - далее формировал Вальтер Гропиус (Walter Gropius, 1883-1969) - основоположник функционализма. Основная характерная черта стиля - четко выявленная конструктивная основа сооружения и почти полное отсутствие декора. Архитекторы, однако, добивались качества и функциональности строительства - фабрики и электростанции не должны походить на школы или соборы. Появление стальных конструкций (отель "Ритц", 1904) и использование бетона сократили время строительства.

Неоготика продержалась до 20-х гг. XX в. Традицию нарушил Эдуард Мауфе (Sir Edward Brantwood Maufe, 1883-1974), который начал строить современные церкви: Святого Колумба на Понт-стрит (St. Columbas Church, Pont St.) и другие храмы в Лондоне и за его пределами - в Ковентри, Гилдфорде и католические соборы в Бристоле и Ливерпуле.

Что касается жилых домов, то примечательных зданий немного: это дома №№ 64-66 по Олд-Чёрч-стрит в Челси (Old Church St., Chelsea, 1934), построенные Эрихом Мендельсоном (Erich Mendelson, 1887-1953) и Сергеем Черняевым (Serge Chermayeff, 1900-1996); Сан-Хаус в Хэмпстеде (Sun

House, Hampstead, 1935) Максвелла Фрая (Maxwell Fry, 1899-1987); Хай- пойнт-1 и Хайпойнт-2 в Хайгейте (Highpoint One and Two, Highgate, 1936-1938), спроектированные Бертольдом Любеткиным (Berthold Lubetkin, 1901-1990) и основанной им архитектурной фирмой Тектон" (Tecton Group). Здания Джона Дарбурна (John William Darbourne, 1935-1991) и Джеффри Дар- ка (Geoffrey James Darke, род. в 1929 г.) - Лиллингтон-Гарденз, Пимлико (Lillington Gardens, Pimlico), построенные в 60-х, и Обердин-Парк в Ислингтоне (Aberdeen Park, Islington) 80-х гг. XX века доказывают, что муниципальное строительство вполне могут быть произведением архитектуры. Сегодня бурное строительство ведется в районах Саут-Бэнк, в Сити (South Bank, City), в Докленде (Docklands), поблизости от аэропортов Хитроу, Гатвик, Стэнстед.

Строительные преобразования в больших масштабах ведутся вдоль Темзы, вокруг железнодорожных вокзалов и бывших рынков Биллингсгейт, Спи- талфилдс (Billingsgate, Spitalfields) и рядом с электростанциями Бэнк- сайд и Лотс-роуд (Bankside, Lots Road).

Современные архитектурные достопримечательности

Современный Лондон представлен следующими зданиями: Сентр-Пойнт (Centre Point), культурный центр Саут-Бэнк (South Bank Centre), Бар- бикан (Barbican), Телеком-Тауэр (Telecom Tower), Ллойд-Билдинг (Lloyd's Building) Ричарда Роджерса (Richard Rogers, род. в 1933 г.) и другие.

Купол Миллениум в Гринвиче (Millennium Dome, Greenwich) и новые здания лондонской мэрии в Бермондси (Mayor Of London offices, Bermondsey) придают футуристический вид берегу Темзы.

________________________________________________________________________

Вернуться в раздел:

Путеводитель по Лондону


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Исторические вехи Лондона
  • Период британского «историзма»: викторианская архитектура
  • Архитектура британской церкви эпохи Ренессанса
  • Пешая прогулка по Лондону: Саутбэнк
  • Секретные церкви Лондона: Часть 4
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 10/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________