«Непонятные железки и кучи кирпича в Лондоне». 1834—1886 годы - Часть 1

«Непонятные железки и кучи кирпича в Лондоне». 1834—1886 годы - Часть 1

«Непонятные железки и кучи кирпича в Лондоне». 1834—1886 годы - Часть 1

В 1834 г., когда король Вильгельм IV распустил кабинет лорда Мельбурна, а Джозеф Хансом представил публике свой «запатентованный безопасный экипаж», под руководством Роберта Стефенсона началось строительство железной дороги Лондон — Бирмингем.

Успех железной дороги Ливерпуль — Манчестер, открытой четырьмя годами ранее, вызвал «железнодорожную манию», вскоре захлестнувшую всю страну. Парламент в течение трех лет правления королевы Виктории был вынужден давать разрешения на строительство сотен тысяч миль рельсовых дорог. Этот железнодорожный бум превращал одних людей в миллионеров, уносил состояния других и бесповоротно изменял облик и характер Лондона. «Какая пропасть между настоящим и прошлым, — говорит один из персонажей Уильяма Теккерея. — Старый мир уходит... Ваши железные дороги начали новую эпоху... Мы, жившие до появления железных дорог и пережившие старый мир, чувствуем себя как Ной и его семейство после выхода из ковчега».

Железная дорога Лондон — Бирмингем пролегла на северных окраинах города, начинаясь от депо в Кэмден-таун и проходя через вокзал на площади Юстон. У входа в этот первый вокзал Лондона была воздвигнута огромная дорическая арка, спроектированная Филипом Хардвиком — как символ основательности предприятия Стефенсона.

Вокзал Юстон был открыт в 1838 г., однако к этому времени железная дорога Лондон — Бирмингем уже не являлась единственной в Лондоне. Два года как функционировала железнодорожная ветка Лондон — Гринвич, а до депо на Фенчерч-стрит протянулись рельсы дороги Лондон — Блэкуол. Вслед за тем положили ветки в Кройдон, Саутгемптон, Хастингс и Дувр. В течение следующих лет помимо Юстона появилось еще несколько вокзалов, возле многих из них построили большие гостиницы в Викторианскую эпоху.

Из-за этой революции в области транспорта изменился облик целых районов Лондона. Уже в 1844 г., когда на Бишоп-роуд в Паддингтоне была построена конечная станция Большой Западной железной дороги, один из иностранных гостей города отметил, «какой абсолютно новый и интересный район» появился в Лондоне в связи с этим строительством. Такого же рода преобразования происходили и вокруг других вокзалов, как только заканчивалось их строительство: сносили множество домов, улиц и площадей, расчищали территории для прокладывания железнодорожных путей, выселяли тысячи жителей. В ходе строительства железной дороги Лондон — Бирмингем 20 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома, большинство из них не хотело уезжать далеко и наводняло и без того перенаселенные близлежащие районы, заполняя дома, покинутые представителями среднего класса, которые, воспользовавшись преимуществами железной дороги, переехали еще дальше от центра Лондона.

Железнодорожные компании несли юридическую ответственность перед жителями, чьи дома оказались снесены. Однако это правило не всегда соблюдалось, и переселяться в новые дома людям предлагали за такую арендную плату, которую они не могли вносить. Так, при прокладывании путей Железнодорожной компанией Северного Лондона были снесены 900 домов; компания не смогла обеспечить нормальным жильем людей, оставшихся без крова.

В романе Диккенса «Домби и сын» описываются метаморфозы, происходившие в Кэмден-таун: как сносили дома и целые улицы, выкапывали глубокие траншеи, по бокам которых высились огромные кучи земли, разрушались фундаменты стоящих вблизи домов. «Всюду царил хаос и кавардак: перевернутые повозки, сваленные грудой; внизу у подножия искусственного холма в луже, позже превратившейся в грязный пруд, мокли и ржавели непонятные железки; повсюду были мостки, которые никуда не вели, дороги, по которым невозможно было пройти или проехать; высились вавилонского размера башни дымоходов, хотя достаточной была бы только половина их высоты; стояли временные деревянные бараки и обветшалые многоквартирные дома, фрагменты недостроенных стен и арок; всюду груды строительных лесов, кучи кирпича, огромные краны и треножники, возвышающиеся ни над чем».

После Кэмдон-таун настала очередь Барнсбери, Пред-стрит и Чаринг-Кросс, Пимлико, Саутворка и Сити. Акр за акром отвоевывали у города стальные рельсы, перроны, маневровые парки, паровозные депо, ремонтные мастерские и билетные кассы, залы ожидания и угольные бункера. Один за другим на путях вставали здания вокзалов. В Пэддингтоне на Исамбард Кингдом Брюнел с помощью Мэтью Аигби Уайетта и Оуэна Джонса вырос свод из стали и стекла — это была конечная станция Большой Западной железной дороги. Впечатляющим дополнением к этому сооружению стал самый большой и самый дорогой в то время отель Англии. На станции Кингз-Кросс младший брат архитектора Кабитта Льюис для обслуживания клиентов Большой Северной железной дороги спроектировал комплекс из галерей с венецианскими окнами, аркообразными сводами и часовой башней высотой 120 футов. Для удобства пассажиров в 1854 г. здесь был открыт также отель. Между 1863 и 1886 гг. появились станции в итальянском стиле на Блэкфрайерс и Брод-стрит; вокзальный фасад с фронтоном на Фенчерч-стрит; причудливые здания Южно-Восточной железной дороги на Кэннон-стрит; огромные величественные сооружения Лондонской, Чатемской и Луврской железных дорог на Гросвенор-Истейт, рядом с отелем «Гросвенор»; станция на Чаринг-Кросс Джона Хокшоу и рядом — богато отделанный отель Е. М. Барри; станция и огромный отель, спроектированные сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, своей готической красотой и великолепием господствующие над Сент-Панкрас.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • «Непонятные железки и кучи кирпича в Лондоне». 1834—1886 годы - Часть 2
  • Плата за пользование услугами железной дороги в январе вырастет на 6,2%
  • На Кингс Кросс будет построена новая площадь
  • Подземные рельсовые пути Лондона. Часть 2
  • Стоимость строительства канатной дороги через Темзу вновь повысилась.
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________