Биография Лондона 19-ого века - Часть 1

Биография Лондона 19-ого века - Часть 1

Биография Лондона 19-ого века - Часть 1Ужасающее состояние канализационной системы Лондона, если можно так назвать зловонные протекающие трубы, открытые выгребные ямы, вонючие водостоки, гнилостные уборные и наполненные газами коллекторы, а также отвратительное состояние 218 акров кладбищенских территорий, плюс смог, накрывший улицы, — все это вызвало в 1849 г. страшную эпидемию холеры, в разгар которой умирало по 400 человек в день. Большинство жертв холеры жило в трущобах, в самых нечеловеческих условиях: к примеру в трущобах Сент-Джилса почти 3 тыс. людей теснились менее чем в сотне домов и задыхались от своих же нечистот.

К концу столетия канализация Лондона была усовершенствована, тем не менее для бедных слоев населения условия оставались столь же ужасными, как и раньше, а в некоторых районах столицы, по словам лорда Шафтсбери, они только ухудшились. Например, в Спиталфилдз в одном доме с девятью спальнями в 1880-х гг. жили 63 человека, на которых приходилось всего девять кроватей. Королевский комитет по жилищным вопросам докладывал об общественных уборных, которыми пользовалось множество людей и которые месяцами не вычищались; а где-то эти уборные «использовались в качестве ночлежки для бездомных».

«Этот великий, омерзительный город Лондон, — с болью писал Лжон Рёскин в 1860-х гг. — Восхитительный, рокочущий, задымленный, зловонный — жуткая громада скисшего кирпича, из каждой поры которого выходит яд...»

Страдали не только бедные, хотя на их долю приходилось намного больше тягот. В самых дорогостоящих районах также имелись дома с дефектными водостоками и канализацией, которые представляли собой угрозу для здоровья их обитателей, пока кампания, начатая упорным Эдвардом Чадвиком, не помогла в итоге устранить наиболее вопиющие неполадки. Площади Белгрейв и Итон-сквер, сады Гайд-парка, площади Кавендиш, Брайанстоун, Манчестер и Портман — все они располагались над канализационными трубами, изобиловавшими, по данным официальных отчетов, «самыми вонючими засорами, которые зачастую перекрывали водостоки от домов и источали зловонные испарения». Некоторые канализационные трубы были такими ветхими, что решено было отказаться даже от попыток очистить их «от омерзительного содержимого», чтобы они «совсем не развалились».

Распространенным заболеванием среди представителей высшего класса, даже в королевской семье, оказался сыпной тиф. Апартаменты королевы Виктории в Букингемском дворце вентилировались через канализационную трубу; во многих больших особняках каждую ночь вверх по трубам поднимались стаи крыс в поисках пищи. Часто сообщалось о том, что на спящих детей в обеспеченных домах ночью нападали крысы.

Во второй половине XIX в. казавшаяся неразрешимой проблема лондонских трущоб была в какой-то степени смягчена благодаря перепланировке города, проводимой Муниципальным комитетом по строительству. Новые широкие улицы, в которых Лондон крайне нуждался уже многие десятилетия, проходили по трущобам, уничтожая их. В 1830-е и 1840-е гг. на строительство подъездов к новому Лондонскому мосту было израсходовано полтора миллиона фунтов. В эту стоимость входила реконструкция Трафальгарской площади, возле которой были снесены трущобы, известные под названием Порридж Айленд (район Сент-Мартин-ин-зе-Филдз), перепланировка Ливерпуль-стрит, перестройка рынка Хангерфорд-маркет, строительство моста Хангерфорд и улицы Нью-Оксфорд-стрит, уничтожившей часть ужасных трущоб Сент-Джилса. Какими бы огромными ни казались средства, затраченные на это, они оказались достаточно скромными по сравнению с теми суммами, которые позднее расходовал Муниципальный комитет по строительству. Этот комитет отвечал не только за строительство новой дренажной системы, а так¬же набережных Виктории, Альберта и Челси, но и за систему улиц, которые составили гордость викторианского Лондона: Виктория-стрит в Вестминстере и улица Королевы Виктории (Куин-Виктория-стрит) в Сити, Саутворк-стрит и Чаринг-Кросс-роуд, Нортумберленд-авеню и Шафтсбери-авеню.

Виктория-стрит прошла по трущобам западнее Вестминстерского аббатства в сторону вокзала Виктория. Улица Королевы Виктории была продолжением на восток пути, который вел от Банка до моста Блэкфрайерс, а потом переходила вдоль реки в набережную Виктории и шла к зданиям парламента через Вестминстерский мост. Нортумберленд-авеню пролегла там, где раньше были сады Нортумберленд-Хауса, соединяя Чаринг-Кросс с набережной Виктории мостом Хангерфорд. Саутворк-стрит соединила подходы к Лондонскому мосту с улицей Блэкфайерс-роуд; Чаринг-Кросс-роуд создала новый маршрут на север от Трафальгарской площади; проспект Шафтсбери-авеню стал самой простой дорогой от Холборна до Пикадилли.

К тому времени, когда было закончено строительство последней из этих улиц (к концу 1880-х гг.), Лондон, численность населения которого уже приблизилась к пяти миллионам, столь значительно увеличился в размере, что еще сотню лет назад такого никто не мог представить. Уилки Коллинз в романе «Игра в прятки» писал: «Солдаты Александра были великими завоевателями, но современные партизаны с лотками для кирпичей, лопатками каменщиков и печами для обжига — это самые успешные завоеватели в мире, потому что земля, которую они захватили, оказывается в их владении бессрочно... и на ней орудием завоевателя написано: „Эта земля сдается в аренду для строительства"».

Редкие ряды домов, тянувшиеся прежде от перенаселенного центра, исчезли при новой массовой застройке, которая заняла все пустовавшее пространство между ними; поселения, выраставшие вокруг пригородных железнодорожных станций, оказались поглощены разраставшимся городом, как это случалось и раньше со старыми деревнями; ранее отдельные промышленные центры вдоль реки слились в один. Очень немного участков го¬родской земли, которые когда-то, возможно, принадлежали средневековым общинам или общественному парку — прокопченному преемнику помещичьих садов Елизаветинской эпохи, смогли спастись от лопаты строителя.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • «Непонятные железки и кучи кирпича в Лондоне». 1834—1886 годы - Часть 1
  • Тайные туннели и городские коммуникации Лондона
  • Биография Лондона 19-ого века - Часть 2
  • Сады набережной Виктории: Часть 1
  • Район железнодорожной станции Тотенем Корт Роуд сильно преобразится
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________