Социализация британского общества

Иконография империи была не менее пошлой,  чем британская литература того времени. Она варьировалась от романтизированных батальных сцен кисти леди Батлер, демонстрирующихся в грандиозных новых музеях, до китчевой рекламы товаров повседневного спроса. Изготовители мыла Пирса особенно любили напоминать об империи:

Первый шаг к облегчению бремени белого человека - это приобщение к чистоплотности. Мыло Пирса - это мощный фактор просвещения темных углов Земли и прогресса цивилизации... Это - идеальное туалетное мыло.

Таким образом, этот замечательный продукт был, как уверяли публику, "формулой британской победы": его появление в тропиках ознаменовало "рождение цивилизации". Другие торговцы подхватили этот клич. Пилюли Паркинсона, покрытые сахаром, были "Великим достоянием Британии". Маршрут, которым следовал лорд Роберте во время войны с бурами (из Кимберли в Блумфонтейн), объясняет название бульонных кубиков "Боврил". "Мы собираемся использовать [отбеливатель] 'Хлоринол', - гласила реклама, появившаяся перед 1914 годом, - и стать как энтот белый негр ".

Империя поставляла материал и мюзик-холлам. Их нередко называют самым важным институтом пропаганды викторианского джингоизма. Само это слово было выдумано Дж. У. Хантом, песня которого "Бай джинго" была исполнена во время Восточного кризиса 1877-1878 годов артистом мю-зик-холла Г.Х. Макдермоттом Существовали бесчисленные вариации на тему героического "Томми""Одной строфы будет, вероятно, достаточно:

На коралловом берегу Индии Проливает он свою кровь, или в Судане, Чтобы реял наш флаг, он сражается и умирает, Каждым дюймом своего тела солдат и мужчина.

Связь между этим видом развлечения и большими имперскими выставками того периода была тесной. Предназначенное некогда для внешнеполитических и образовательных целей (образцом была Большая выставка 1851 года, устроенная принцем Альбертом), к 8о-м годам проходило скорее по ведомству пропаганды и развлечений. В частности, феерии импресарио Имре Киральфи - "Индийская империя" (1895), "Еще более великая Британия" (1899) и "Имперский интернационал" (1909) -устраивались ради денег. Они "торговали" экзотикой: зулусские воины были главным хитом на выставке 1899 года. Империя стала походить на цирк.

Но успехом на родине имперская идея обязана в первую очередь прессе. Вероятно, никто не знал лучше Альфреда Хармсворта, с 1905 года лорда Нортклифа, как удовлетворить общественный аппетит на громкие истории. Хармсворт, родом из Дублина, изучил свое ремесло в новаторском издании "Ил- люстрейтед Лондон ньюс" и заработал целое состояние. Иллюстрации, крупные заголовки, подарки от фирмы и материалы с продолжением сделали сначала "Ивнинг ньюс", а после "Дейли мейл" и "Дейли миррор" непреодолимо привлекательными для нового сорта читателей, принадлежащих к мелкой буржуазии (как для мужчин, так и для женщин). Нортклифф быстро открыл ценовую эластичность спроса на газеты, снизив цену "Тайме" после ее приобретения в 1908 году. Но успех газетам Нортклифа обеспечило прежде всего содержание статей. То, что "Дейли мейл" впервые продала более миллиона экземпляров в 1899 году, во время войны с бурами, не было случайностью. Один из ее редакторов так ответил на вопрос, что позволяет продавать газету:

Первый ответ - война. Она не только поставляет новости, но рождает спрос на них. Войне и всему, что к ней относится, так глубоко присуще свойство завораживать, что... газете нужно только написать "Большое сражение!", и ее продажи тотчас вырастут.

Другой сотрудник Нортклифа оценил "глубину и объем общественного интереса к имперским вопросам" как "одну из великих сил, почти неиспользованную прессой". "Если Киплинга можно назвать голосом империи в английской литературе, - прибавил он, - то о нас ["Дейли мейл"] можно сказать, что мы являемся голосом империи в лондонской журналистике". Рецепт Нортклифа был прост: "Британский народ получает удовольствие от Героя и от Ненависти".

С самого начала газеты Нортклифа тяготели к правым политикам. Но империю можно было поддерживать и слева. Уильям Т. Стид (унаследовал "Пэлл-Мэлл гэзетт" от Джона Морли, горячего сторонника Гладстона, и основал "Ревю оф ревюс") описал себя так: "Империалист плюс десять заповедей и здравый смысл". У Стида было множество увлечений. Его внимание привлекали мирная конференция в Гааге в 1899 году, проект единой европейской валюты, борьба с "белой работорговлей" (в переводе с викторианского - проституцией), но в первую очередь - идея "всемирного прогресса", немыслимого без Британской империи. В глазах таких людей, как Стид, империя была выше партийной политики.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Крупные британские газеты: лучшая периодика
  • "Еще более великая Британия"
  • Британско-немецкие противостояния
  • Экономическая выгода британской империи
  • Британская пресса: ключевые даты
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________