Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии: Часть 2

Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии: Часть 2
Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии: Часть 2Дж. Брунер (J. Вruner, 1980) констатирует, что к 1980 году «дошкольный куррикулум представляет собой попурри различных видов деятельности, многоцелевой универсальный набор, позволяющий удовлетворять всевозможные потребности». По утверждению исследователя, это не лучший вариант для дошкольного образования, так как в нем не достает системности, четкого понимания содержания и педагогической технологии.

Развивая данную точку зрения, Тизард и Хьюз (Tizard & Hughes, 1984) отмечают, что «ясно представляя свои образовательные задачи, воспитатели часто бывают поставлены в тупик, когда их спрашивают о содержании работы как определенного набора знаний, умений и навыков, которому необходимо научить детей за некоторый промежуток времени. Фактически, они воспринимают себя не как педагогов, а как организаторов образовательной среды. В результате чего их видение содержания образования и куррикулума сводится к отбору игровых пособий и дидактических материалов».Таким образом, ученым предстояло, прежде всего, определить сущность дошкольного куррикулума, осознать необходимость программы, как средства систематизации и повышения качества работы дошкольных учреждений.

Предоставляем Вам: услуги переводчика в Лондона.

С одной стороны, введение письменной программы обучения сделало бы учебно-воспитательный процесс более формализованным, нацеленным на результат, что противоречило сложившимся традициям процессуально-ориентированного дошкольного куррикулума. С другой стороны, программа помогла бы английским педагогам уточнить задачи обучения и воспитания, соблюсти преемственность и последовательность, структурировать распорядок дня дошкольников, сфокусироваться на более важных аспектах детского развития.Как становится ясно при изучении источников, развитие содержания дошкольного образования в Англии в 1980-е годы пошло именно по пути научной разработки программ. Начался период теоретического обобщения накопленного опыта, определения специфики дошкольного куррикулума и создания регламентирующих учебно-воспитательный процесс программных документов. Следует отметить, что это движение возникло «снизу», со стороны специалистов дошкольного образования, педагогов-теоретиков и практиков, осознавших важность системности и повышения качества дошкольного образования. Ими была высказана идея создания специальной программы, которая отражала бы всю многосложность детского развития в раннем возрасте (Curtis, 1986; Bruce, 1987; Blenkin & Kelly, 1988).

Так, Джеймз (James, 1981) определил ряд образовательных целей; Кертис (Curtis, 1986) разработала программу, в основу которой положила набор умений, навыков и детских компетентностей. Внутреннее управление образованием Лондона выпустило серию куррикулярных буклетов; пробудился интерес к изучению американского когнитивно- ориентированного High / Scope куррикулума. Как подчеркивают исследователи, эта тенденция была прямо противоположна «неформальному, органическому куррикулуму, который преобладал в Англии и по умолчанию базировался на общих традициях и посылках».В связи с тем, что на данном этапе не существовало какой-либо единой политики по выпуску программ, они значительно отличаются степенью разработанности и построением. Большинство из них можно лишь условно назвать программами, они представляют собой монографии или коллективные труды по дошкольной педагогике, где определенное место отводится содержанию обучения, воспитания и развития. Другой тип программных документов— это рекомендации и отчеты местных органов или Министерства образования и его подразделений, собственные программно-методические наработки дошкольных учреждений.В качестве иллюстративного примера рассмотрим одну из программ данного периода, как наиболее разработанную и целостно изложенную. Концептуальную основу программы авторского коллектива во главе с Хазарисингом (Hazareesingh., 1989) составляет так называемая «холистическая модель» построения куррикулума в противоположность трансмиссионной модели передачи знаний. Авторы исходят из того, что обучение в раннем возрасте носит всесторонний целостный характер.

Они признают самоценность детства и считают, что при отборе учебного содержания необходимо исходить из жизненного опыта детей. В центре модели находится личность развивающегося и обучающегося ребенка как индивидуальности и в то же время как части семьи и общества. В основе учебно-воспитательного процесса, согласно разработчикам, лежат четыре философских принципа: культурной самоидентификации, равенства полов, разнообразия и непохожести, взаимодействия и сотрудничества.Развитие и обучение происходят по шести взаимосвязанным и взаимопроникающим направлениям: когнитивное, коммуникативное, социальное, эмоционально-духовное, физическое и эстетическое. Так, например, коммуникативное направление подразумевает общение с другими (то есть включает и социальное направление) не только посредством речи, но и с помощью жестов, мимики, языка тела (физическое развитие), а также танца и драмы (эстетическое направление). Коммуникация означает и общение ребенка с самим собой через развитие чувств (эмоционально-духовная сфера), размышление о своих действиях и их осознание (когнитивное развитие).

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии ...
  • Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии ...
  • Современные образовательные программы для английских дошкольных учреждений ...
  • Реформа дошкольного образования Англии: Часть 1
  • Социальные задачи образовательных процессов в Англии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________