Английская либерализация экономики: предпосылки и ход реформ

Английская либерализация экономики: предпосылки и ход реформ

Английская либерализация экономики: предпосылки и ход реформВопреки установившимся взглядам, введение свободной торговли в Великобритании не было одномоментным актом. После победы над Наполеоном покровительственная политика в отношении промышленности и сельского хозяйства продолжалась. В качестве исходного пункта борьбы за либерализацию внешней торговли историки рассматривают петицию лондонских купцов о переходе к свободной торговле, поданную в парламент в 1820 г. Вскоре аналогичную петицию подало купечество Эдинбурга.

Каковы же были предпосылки распространения идеи либерализации торговли среди британского купечества? Прежде всего следует указать на достижение Великобританией высокой конкурентоспособности. По уровню экономического развития она далеко опередила страны континентальной Европы. Так, промышленное производство на душу населения в Великобритании в 1800 г. превосходило уровень остальной Европы в 2,1 раза, а в 1830 г. - уже в 3,5 раза. Индустриализация вела к изменению товарной структуры импорта. Так, на протяжении семи десятилетий среди ввозимых Великобританией товаров по стоимости импорта лидировал потребительский товар - сахар. В 1820-е годы на первое место вышло промышленное сырьё - хлопок.

В то же время эта наиболее экономически развитая страна Европы была страной с высокими протекционистскими барьерами. В 1820 г. средний уровень импортных пошлин на промышленные товары в Великобритании был в 7 раз выше, чем в Нидерландах, в 5 раз выше, чем в Пруссии и Швейцарии и в 3,3 раза выше, чем в Португалии. Пошлинами облагалось и сырьё, включая хлопок.

Наконец, решающая победа над Францией, одержанная Великобританией в 1815 г., означала, что впервые за всё время динамичного экономического развития страны её независимости и доминирующему положению на морях ничто не угрожало. В период зарождения капитализма в Англии она боролась с Испанией (1558-1604 гг.), во второй половине XVII в. (начиная с Навигационного акта 1651 г.) - с Голландией, с конца XVII в. (начиная со «славной революции» 1688 г.) - с Францией. После поражения Франции Великобритания рассматривала в качестве своего основного геополитического соперника Россию, которая никогда не угрожала ни безопасности Британских островов, ни господству английского флота на море. В этих условиях отпали военные соображения, побуждавшие регулировать торговлю.

Ликвидация наиболее одиозных запретов эпохи меркантилизма началась вскоре после лондонской и эдинбургской петиций. В 1822-1824 гг. был смягчён Навигационный акт, который к тому времени выполнил свою функцию - достижение лидерства в морской торговле Европы. Для доступа иностранных торговых судов были открыты некоторые порты в колониях, в частности, недавно приобретённый Сингапур. В 1825 г. был отменён запрет на эмиграцию квалифицированных рабочих, существовавший с 1719 г.

Навигационный акт, который ранее перестал действовать в отношении США и Бразилии, с 1822 г. не применялся в отношении Испанской Америки.

Но попытки добиться снятия запрета на экспорт машин, введённого в 1774 г., тогда оказались безуспешными. Только после парламентской реформы 1832 г. были сделаны новые шаги в сторону либерализации. В 1833 г. были вдвое снижены пошлины на важнейшее промышленное сырьё - хлопок. Однако ограничения на внешнюю торговлю начали интенсивно упраздняться лишь с 1842 г., когда был разрешён экспорт машин. С 1842 по 1846 г. количество облагаемых пошлинами тарифных позиций сократилось с 1090 до 500 (были, в частности, отменены все пошлины на сырьё). Подвижная шкала пошлин на импорт хлеба в 1846 г. была пересмотрена, а с 1849 г. - отменена и заменена постоянной минимальной пошлиной в 1 шиллинг. Оставшиеся пошлины на импорт промышленных товаров упразднялись на протяжении 1850-х годов и были окончательно отменены с 1860 г. Именно это событие можно признать финальной точкой в процессе формирования британской системы свободной торговли (хотя пошлина на ввоз зерна была полностью отменена лишь в 1869 г.). Сложившаяся система вовсе не предполагала полного отсутствия импортных пошлин - она исключала лишь защитные пошлины, имевшие целью ограничение импорта. Продолжали взиматься пошлины чисто фискального характера на чай, кофе, какао, южные плоды, пряности, табак и другие товары, которые не могли производиться в Англии. В 1849 г. был окончательно отменён Навигационный акт, и суда всех стран получили право на международные перевозки, а в 1854 г. - и на каботажные перевозки.

Полной либерализации торговли предшествовало формирование в Великобритании институтов полноценного национального государства в том виде, в каком оно сложилось в XVIII - начале XIX вв. на европейском континенте в результате Великой Французской революции и немецкого государственного строительства. Окончательно заняв место экономического лидера мира, Великобритания в организации государственных институтов вынуждена была до некоторой степени выступать ученицей континентальных стран. К таким институтам относились единая система образования и единая служба охраны порядка. Как отмечали французские историки, «в области первоначального обучения самым либеральным англичанам пришлось подражать Франции и Пруссии». С 1833 г. началось государственное субсидирование постройки школ, а в 1839 г. был провозглашён принцип государственной инспекции образования и религиозного равноправия в деле обучения. В 1846 г. была организована постоянная полицейская служба. С изменением структуры бюджетных доходов в результате либерализации внешней торговли был вновь востребован и такой государственный фискальный инструмент, как подоходный налог, ранее применявшийся в военное время и отменённый после победы над Францией. В «первом фритредерском бюджете» 1842 г. понижение таможенных пошлин было увязано с восстановлением подоходного налога.

Динамичному экономическому росту способствовал высокий уровень развития инфраструктуры. Ещё в XVIII в. в Великобритании была создана густая сеть дорог и каналов. С 1826 г. началось строительство железных дорог. В 1840 г. была организована единая национальная почтовая служба. По мере экономического развития и усложнения социальных отношений центральные власти всё больше непосредственно вникали в вопросы, ранее целиком относившиеся к компетенции местных властей. Как указывал американский исторический социолог Ч. Тилли, им пришлось заниматься «полицейскими функциями, образованием, инспекцией фабрик, конфликтами на производстве, обеспечением жильём, общественным здравоохранением и широким кругом других дел».

Укрепление и упорядочение государственных институтов не привело, однако, к введению обязательного атрибута континентального государства - всеобщей воинской повинности. Островное положение страны, навыки эффективного взаимодействия с народами колоний и зависимых стран и использования их друг против друга позволили сохранять относительно небольшую численность вооружённых сил. По данным Е.В.Тарле, в 1854 г. численность английской армии составляла 162 тыс. человек, включая 29 тыс. человек на службе Ост-Индской компании, в то время как французская армия насчитывала 570 тыс. человек, австрийская - 350 тыс. человек, а русская, по различным данным, - от 625 до 1200 тыс. человек.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Распад британской империи и либерализация торговли: причины и следствия
  • Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторо ...
  • Колониализм и промышленная революция в Великобритании - Часть 1
  • Закрепление экономического лидерства Великобритании
  • Слаборазвитые страны: британское принуждение к либерализации
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________