Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 1

Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 1

Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 1В социально-культурном отношении британцы в небелых колониях стремились закрепить своё господствующее положение по отношению к местному населению и отмежеваться от него. Идеологической и психологической основой британского господства служил расизм. Как писал видный отечественный африканист Е. Глущенко, «за всё время существования Британской империи её строители никогда не ставили своей целью насильственно христианизировать и ассимилировать покорённые народы. И в Нигерии они вовсе не собирались сделать из африканцев чернокожих британцев, более того, они с возмущением и презрением относились к тем из них, кто усиленно старался выглядеть чернокожим джентльменом... Доктрина раздельного развития африканских народностей была, очевидно, продолжением давней британской традиции жить среди покорённых «туземцев», не сближаясь и не смешиваясь с ними».

В то же время для поддержания господства колонизаторам требовалась достаточно массовая опора из местных кадров. Соответственно британское законодательство об Индии формально содержало антирасистские положения. Как мы видели в предыдущей главе, закон предполагал равные права на занятие должностей в Индии для людей разного происхождения и цвета кожи. При этом в соответствии с классическим принципом «разделяй и властвуй» британские представители выступали арбитрами в разрешении противоречий между различными этническими и религиозными группами колоний. Самим же этим группам предлагалось вести традиционный для них образ жизни настолько, насколько это было удобно для британского правления. Разобщённость групп исключала их объединение против британцев и позволяла поддерживать власть колонизаторов сравнительно небольшими силами. Вписанность групповых элит в возглавляемую британцами управленческую иерархию позволяла рассчитывать на их содействие в проведении необходимых мероприятий.

Политика британских колонизаторов отличалась прагматичной веротерпимостью. С конца XVIII в. английские суды в Индии должны были руководствоваться местными законами. При судьях находились толкователи исламских и индуистских законов. До 1813 г. Ост-Индская компания ограничивала деятельность христианских миссионеров в Индии, направляя их в датскую колонию Серампур. С 1813 г. проповедь христианства в Индии была разрешена . Попытки обращения индийцев в христианство активизировались в середине XIX в., однако после восстания 1857-1858 гг. была принята политическая линия, согласно которой «Индия будет управляться как неизменное и неизменяемое общество, и правительство Индии будет терпеть миссионерские организации, только если они примут эту базовую предпосылку».

После перехода Индии под управление британской короны было составлено гражданское и уголовное законодательство, которое базировалось на традиционной практике религиозного права.

Правительство «велело записать обычаи, наиболее часто практикуемые различными сектами, устранить те из них, которые отличались негуманным характером или казались безнравственными с европейской точки зрения, а остальные проредактировало и напечатало».

В то же время британские общины колоний занимали в иерархии местного общества положение высшего сословия и жёстко его охраняли. Как писал Дж. Неру, в Индии «англичане, и особенно чиновники Индийской гражданской службы, создали касту, которая является незыблемой и обособленной». Уже в период коронного правления индийским судьям было запрещено судить европейцев. Вице-король лорд Рипон в начале 1880-х годов внёс законопроект о снятии этого запрета (так называемый законопроект Илберта, по имени члена Совета при вице-короле). По описанию П. Брендона, «предложение привело в негодование почти всё британское сообщество. Особенно распалились двадцать тысяч европейцев, не занимавших официальных должностей - торговцы, инженеры, хлопководы, плантаторы и т.д. Они являлись низшими кастами в белой иерархии, а поэтому поддерживали свой статус, утверждая для этого власть над индусами - часто грубо, иногда жестоко». Секретарь по иностранным делам при правительстве Индии Сетон Керр заявил, что этот законопроект оскорбляет «убеждение, разделяемое каждым англичанином в Индии, от высшего до низшего,... в том, что он принадлежит к расе, которой самим богом предназначено править и покорять». В итоге законопроект Илберта не был принят. Было установлено, что белый обвиняемый по любому уголовному делу, подсудному индийскому суду, может требовать рассмотрения дела присяжными, не менее половины которых должны составлять британцы или американцы. По оценке Н. Фергюсона, именно резкое выступление белой общины против права индийцев судить белых, приобретшее характер «мятежа белых» («White Mutiny»), стало началом отчуждения европейски образованных индийцев от британской власти. Однако до открытого выступления против этой власти было ещё далеко. Индийский Национальный Конгресс, созданный в декабре 1885 г., первоначально действовал как лояльная британским властям организация.

Таким образом, вопреки распространённому мнению, колониализм вовсе не был направлен против местных устоев и традиций. Наоборот, он модифицировал эти традиции настолько, чтобы вовлечь местное население в выстроенную британцами системы экономических отношений, чтобы обеспечить его жизнь по законам рынка и соответствующим им правовым процедурам. В тех же пределах, в которых это не препятствовало британской торговле и промышленности и обеспечивающим их функционирование правовым институтам, колонизаторов вполне устраивало сохранение сословной иерархии. Сословные государства были идеалом порядков, устанавливаемых колонизаторами, не только там, где соответствующая структура общества имела давнюю историю, как в Индии, но и там, где она формировалась заново, как в Южной Африке. Премьер-министр Капской колонии Сесил Роде признавал, что на мысль провести закон об ограничении прав коренного населения его навела книга о положении русских крестьян.

Жёсткая политика поддержания собственного лидерства и уверенность в своём превосходстве сочетались с признанием права разнообразных народов на самобытность, на сохранение собственного образа жизни в пределах, совместимых с британским правлением. На протяжении длительного времени этот компромисс устраивал правящие элиты многих покорённых народов. Более того, в ряде случаев он прямо укреплял их положение, консервируя социальные структуры. Позднейшие национально-освободительные движения, отражавшие интересы новых социальных слоёв, сложившихся в результате последующего развития, обвиняли колонизаторов именно в такой консервации. Так, Дж. Неру писал: «Под властью англичан индуистское право... утратило свою гибкость, обычное право уступило место строгим правовым кодексам, изданным после консультации с наиболее ортодоксальными приверженцами религии. Благодаря этому развитие индусского общества, каким бы медленным оно ни было, было вовсе приостановлено».

В то же время политика империи в ряде случаев обеспечивала британскому подданному фактически привилегированное положение и в странах, находившихся вне британской юрисдикции. Для защиты материальных интересов британских подданных от действий властей или населения других стран использовалась военная сила империи. Возникавшие инциденты в ряде случаев были следствием активности частных лиц, а за британскими властями оставалась свобода выбора - игнорировать их или использовать как casus belli.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Английское управление Индией: от Ост-Индской компании к государственному ко ...
  • Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 2
  • Развитие английских колоний – Часть 1
  • Политическая структура Великобритании
  • Столкновение с Францией в период борьбы за колонии и политика в Индии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________