Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 2

Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 2

Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 2В конечном счёте важнейшая задача имперской политики состояла в обеспечении функционирования мирового хозяйства, в котором Британия играла доминирующую роль и из которого британцы извлекали максимальную выгоду. Для достижения этой цели британцы обеспечивали включение коренного населения и ресурсов покорённых стран в систему международного разделения труда, характерную для индустриальной эпохи. Соответственно они заставляли включиться в эту систему население, которое либо вело натуральное или полунатуральное хозяйство, либо участвовало в международной торговле на базе рабовладельческих и феодальных отношений. В то же время для обеспечения стабильности и лояльности местного населения колонизаторы стремились использовать традиционные институты, не только признавая, но порой и прямо поддерживая их. Таким образом, они, с одной стороны, вовлекали местное население в систему товарно-денежных отношений и наёмного труда, предусматривающую юридическое равенство субъектов рынка, а с другой стороны - препятствовали их проникновению в «белое» общество и пытались обеспечить социальный компромисс, который позволял бы управлять местным населением при посредстве местной элиты.

Препятствием для вовлечения местного населения в оборот мирового рынка, на котором доминировали британцы, стали, с одной стороны, патриархальные хозяйственные структуры, а с другой - товарные хозяйства, основанные на рабском труде. В течение длительного времени, пока британцы выступали по преимуществу в роли торговых посредников, эти структуры их вполне устраивали (как ранее португальцев и голландцев). Однако, когда они перешли к роли непосредственных организаторов производства, им потребовалась рабочая сила, живущая по законам рынка. С 1834 г., как упоминалось выше, борьба с рабством стала официальным символом веры британской политики. В то же время распространение на неевропейские страны европейских правовых отношений не дало бы соответствующего хозяйственного эффекта, поскольку местные жители, привыкшие к натуральному хозяйству, не руководствовались в своём поведении рыночными принципами максимизации выгоды. Поэтому для превращения их в рабочих колониальных предприятий использовались различные меры принуждения. Для британцев важно было обеспечить монополию на это принуждение, сломив сопротивление иных государственных образований, также претендовавших на свою долю ренты при разработке ресурсов.

Борьба между Британской империей, коренным населением и другими группами европейских колонистов наглядно проявилась в процессе британской колонизации Южной Африки. Стратегическая цель британской политики состояла в объединении под верховной властью Лондона всех территорий региона, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых. После поражения, нанесённого англичанам бурами при Маджубе в 1881 г., либеральное правительство Гладстона согласилось на фактическую независимость бурских республик при сохранении за Великобританией права вето на их соглашения с третьими странами. При этом «буры обещали не притеснять туземцев». С 1886 г. в Трансваале добывалось золото, что вызвало массовую иммиграцию. Доходы Трансвааля резко возросли за счёт платы за концессии, экспортных и импортных пошлин. Поселившиеся в бурских республиках иностранцы (ойтландеры), большинство которых было выходцами из Британской империи, требовали предоставления им гражданских прав. Программа ойтландеров была фактически направлена как против монополий, установленных властями Трансвааля, так и против рабочих-африканцев. Они требовали понизить монопольные цены на динамит, использовавшийся при горных разработках, а также тарифы на железнодорожный транспорт. В то же время ойтландеры считали необходимым повысить в 10 раз налог с хижины для африканцев (за исключением тех, которые работали в копях), а также обязать рабочих из местного населения носить номер, по которому их можно было бы разыскать в случае бегства с места работы.

В британской Капской колонии законодательство в это время эволюционировало к применению сходных мер. Так, по закону, проведённому премьер-министром С. Родсом для округа Глен-Грей, определялись условия раздела земли между африканцами. Для африканских мужчин, не владевших землёй, устанавливался налог в 10 шиллингов в год, который Роде характеризовал как «небольшой стимул, чтобы заставить этих людей работать». Он настаивал на том, что, поскольку цивилизационный разрыв между Европой и Африкой может быть прёодолён лишь в течение столетий, «туземцев надо изолировать от белых людей» (хотя и утверждал, что это «не вопрос цвета кожи»). Роде поддержал также внесённый бурской партией законопроект о телесных наказаниях для рабочих-африканцев.

Таким образом, хотя в целом британское сообщество было более восприимчиво к идее равных прав людей всех рас, чем периферийный социум бурских колонистов, на практике обе эти общины стремились выстроить расовую иерархию. Однако соперничество между общинами затрудняло организацию единой хозяйственной системы. Попытка переворота в Трансваале, организованная Британской Южноафриканской компанией зимой 1895-1896 гг., провалилась. Однако в 1899 г. Великобритания усилила давление на Трансвааль, потребовав предоставления ойтландерам гражданства по истечении 5-летнего срока проживания в республике. При этом она настаивала на своём праве контролировать законодательство Трансвааля, добиваясь внесения в него поправок. Бурские республики, выражая готовность к компромиссу в вопросе о гражданстве, отвергли соглашение, не предоставлявшее им гарантий независимости, и в октябре 1899 г. начались военные действия. Несмотря на первоначальные успехи буров, войну закономерно выиграла Британская империя, обладавшая подавляющим превосходством в силах (доминионы и «белые» колонии с энтузиазмом поддержали Великобританию). Итоги войны были закреплены политическим компромиссом, который привёл к созданию в 1910 г. нового британского доминиона - Южно-Африканского Союза.

В ходе войны С. Роде выдвинул лозунг «Равные права всем белым людям к югу от Замбези». Впоследствии по призыву Ассоциации цветных избирателей он скорректировал его: «Равные права каждому цивилизованному мужчине, живущему южнее Замбези». Цивилизованным он на этот раз признал каждого, независимо от расы, кто «достаточно образован, чтобы написать своё имя, а также обладает недвижимой собственностью или заработком» и при этом «не бродяга».

Фактически, однако, компромисс между белыми общинами, обусловивший создание британского доминиона в Южной Африке, основывался на создании расовой иерархии, которая систематически ужесточалась, завершившись созданием (уже после Второй мировой войны) системы апартеида. Рамки данного компромисса сохранялись в течение полувека - до 1961 г., когда Южная Африка вышла из Британского Содружества в ответ на осуждение им расизма.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Иерархическая лестница народов и культур Великобритании - Часть 1
  • Развитие колонизации и самоуправление белых британских колоний
  • Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 2
  • Распад Британской империи как перестройка геоэкономической системы (1947-19 ...
  • Англо-бурская война
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________