Политическая структура Великобритании

Политическая структура Великобритании

Политическая структура ВеликобританииБританская империя во время второй мировой войны охватывала свыше 34 млн км2, её населяло свыше 535 млн человек. Как отмечал британский историк Д. Ливен, она «никогда не имела единого свода законов и централизованного администрирования». В то же время именно высокая степень гибкости британского права, приспособившего к потребностям времени многие нормы феодальной эпохи, позволила объединить в имперском политическом организме страны различного уровня развития с различной системой управления.

Империя включала: метрополию - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии; самоуправляющиеся доминионы - Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южно-Африканский Союз. Главой государства в доминионах был британский монарх, но с 1931 г. они признавались равноправными с Великобританией членами Британского Содружества Наций (The British Commonwealth of Nations); Индию, формально представлявшую собой империю, во главе которой стоял монарх Великобритании. Индийская империя, согласно конституции 1935 г., была федерацией Британской Индии, непосредственно управляемой Великобританией, и автономных индийских княжеств; колонии - заморские владения Великобритании, жители которых являлись британскими подданными (в том числе самоуправляющиеся колонии, имевшие ответственные правительства, и коронные колонии, управлявшиеся губернатором, подчинённым министерству колоний); протектораты - территории, также управлявшиеся министерством колоний, жители которых не являлись британскими подданными (в них сохранялась местная власть под британским контролем); подмандатные территории, переданные Лигой Наций под управление Великобритании и её доминионов, которые должны были привести их к независимости, когда они будут на это способны.

В число доминионов в 1931 г. были включены также Ирландия и Ньюфаундленд. Ирландия вскоре вышла из Британского Содружества и в 1949 г. была провозглашена республикой. Ньюфаундленду после государственного банкротства в 1933 г. был возвращён статус колонии. В 1949 г. по итогам референдума он вошёл в состав Канады в качестве провинции.

Демонтаж Британской империи начался с ликвидации колониального режима в Британской Индии. Начиная с 1919 г. национальное движение в стране постепенно радикализировалось. Стремясь удержать Индию под британской властью на период мировой войны, британский министр С. Криппс в ходе переговоров с представителями антиколониального движения в 1942 г. сформулировал следующие предложения: на время войны в Индии сохраняется статус-кво, но после войны ей предоставляется статус доминиона; после войны избираются законодательные собрания, из представителей законодательных собраний и княжеств формируется Учредительное собрание, которое должно принять конституцию Индии; отдельные провинции и княжества могут стать самостоятельными доминионами. Эти предложения были отвергнуты Индийским Национальным Конгрессом. Однако 19 сентября 1945 г. лейбористское правительство К. Эттли опубликовало декларацию о политике в Индии, основанную на плане Криппса. Окончательная формула деколонизации была выработана летом 1947 г. Страна была разделена по религиозному признаку на Индию и Пакистан, которые в августе 1947 г. получили статус доминионов, а впоследствии стали республиками (Индия - в 1950 г., Пакистан - в 1956 г.).

В 1948 г. обрели независимость Цейлон (ныне Республика Шри Ланка), Бирма (ныне Мьянма), Израиль. Толчком к окончательному распаду империи стало поражение, которое потерпела Великобритания в 1956 г. в конфликте в связи с национализацией Египтом Суэцкого канала. В 1957 г. независимыми стали Гана и Малайя. На протяжении 1957-1971 гг. независимость была предоставлена подавляющему большинству африканских, азиатских и карибских владений Великобритании. Большинство бывших британских колоний и протекторатов остались членами Содружества Наций (которое с 1948 г. перестало официально именоваться Британским).

Необходимо обратить внимание на то, что Великобритании в целом удалось осуществить процесс деколонизации под собственным контролем, избежав колониальных войн и передав власть правительствам, формировавшимся в условиях деятельности британской администрации. Восстания, возникшие после Второй мировой войны в Кении и Малайе, были быстро подавлены. В Индии серьёзных вооружённых восстаний против англичан не было, случились лишь отдельные беспорядки. Уже в процессе деколонизации развернулись межконфессиональные погромы, а затем и военные действия между вновь возникшими государствами. Однако обоим государствам британские представители передавали власть в организованном порядке. Подавление восстаний было использовано не для увековечения британского господства, а для передачи власти на условиях, позволяющих, на взгляд Лондона, обеспечить британские интересы в долгосрочной перспективе.

Этим положение Великобритании выгодно отличалось от положения Франции, которая вела войны в Индокитае в 1946-1954 гг. и в Алжире в 1954-1962 гг., и Португалии, которая вела антипартизанскую войну в колониях с 1961 по 1974 г. При этом, если тогдашнее правительство Португалии стремилось увековечить свою власть над колониями, то отказ Франции от прямого управления в Индокитае был очевиден с самого начала, а в Алжире - с 1959 г. Таким образом, военные действия оказались «арьергардными боями», которые были направлены на обеспечение послевоенных позиций - и не достигли этой цели.

Следует отметить, что, независимо от того, каким образом прошла деколонизация, границы новых независимых государств были проведены по административным линиям, установленным колонизаторами в ходе их правления (или в ходе деколонизации, как граница между Индией и Пакистаном).

Таким образом, Великобритания сумела в целом сохранить контроль над процессом распространения института национального государства на весь земной шар. Это, однако, не означало её способности контролировать процессы в уже освободившихся государствах.

Преимущественно мирный характер деколонизации позволил Великобритании обеспечить свои интересы в странах Содружества. Так, при провозглашении независимости сохранялась неприкосновенность британских инвестиций (в то время как, например, Франция потеряла свои инвестиции в Индокитае, а Голландия - в Индонезии). В Индии в 1960 г. на Великобританию приходилось 78,6% иностранных инвестиций.

В качестве крайнего, анекдотического выражения этой ситуации можно отметить тот факт, что в момент начала вооружённого конфликта между Индией и Пакистаном в Кашмире в октябре 1947 г. главнокомандующим армиями обоих государств ещё числился один и тот же английский генерал.

Следует отметить, что провозглашение независимости вовсе не обязательно означало выход страны из системы британского военно-политического влияния. И после него многие правительства продолжали координировать свою политику с Великобританией и сотрудничать с ней в военной области. Это относится, например, к Египту (независимость провозглашена в 1922 г.), Ираку (в 1932 г.), Иордании (в 1946 г.), Малайе (в 1957 г.), Кипру (в 1960 г.). В этом смысле гораздо более сильные удары по системе британского военно-политического доминирования наносили политические изменения в странах, формально не входивших в Британскую империю, как, например, свержение монархии в Египте в 1952 г. и в Ираке в 1958 г.

Глобальная военная инфраструктура Великобритании, которая раньше существовала в рамках империи, по мере её распада отделялась от неё и продолжала функционировать на основе системы соглашений. В то же время объём этой инфраструктуры существенно сократился, поскольку изменился характер задач, стоявших перед британскими вооружёнными силами. Со времён победы над наполеоновской Францией они обеспечивали глобальную политику Великобритании, включая контроль над империей и участие в коалициях великих держав. Ещё во время Второй мировой войны Великобритания в военно-политическом отношении была равноправным партнёром США. Однако после войны уязвимое экономическое положение и начавшийся распад империи превратили её в младшего партнёра. Она вошла в систему западных союзов, во главе которой стали США. Её вооружённые силы в меньшей степени защищали её специфические интересы и в большей степени - интересы Запада под руководством США. Суэцкий кризис 1956 г. показал, что утверждать своё доминирование Великобритания без поддержки США уже не может. Соответственно уменьшился масштаб решаемых британскими вооружёнными силами задач. Сократились и возможности их использования. Если раньше армии, набранные в колониях, в первую очередь в Индии, содержались за счёт бюджетов самих колоний, то теперь это было уже невозможно. Министр обороны Великобритании Уоткинсон заявил в 1962 г. в палате общин: «Теория, ранее существовавшая, в соответствии с которой английские войска должны быть дислоцированы по всему земному шару в виде небольших гарнизонов, уже более неприемлема». Эта задача стояла теперь перед войсками США. Великобритания переходила к содержанию ограниченного числа баз и развитию мобильных сил, которые могли бы быть быстро переброшены в различные регионы с территории метрополии.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Распад Британской империи как перестройка геоэкономической системы (1947-19 ...
  • Политическая организация британской империи: сложная, но продуманная
  • Изменение роли фунта стерлингов в мировой валютной системе
  • Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторо ...
  • Великобритания в международно-правовой системе
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________