Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторонняя либерализация, европейская интеграция

Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторонняя либерализация, европейская интеграция

Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторонняя либерализация, европейская интеграцияКак показано выше, Британская империя никогда не представляла собой единой зоны свободной торговли. При введении Великобританией импортных пошлин в 1932 г., страны Содружества заключили с метрополией и между собой ряд двусторонних соглашений о тарифных преференциях. Таким образом, в торговле внутри империи был установлен льготный режим, но без внешнего барьера.

Первоначально преференциальный режим играл весьма важную роль в обеспечении британских интересов и поощрении торговли в рамках Содружества. В 1937 г. он охватывал 60% импорта Великобритании из стран Содружества, средний уровень скидок с импортных пошлин составлял 10-12%. Доля преференциальных товаров в британском экспорте в страны Содружества достигала 55%, пошлины стран-импортёров на эти товары уменьшались в среднем на 20%.

Во время Второй мировой войны США и Великобритания договорились о многостороннем снижении торговых барьеров. Принцип либерализации торговли был зафиксирован в ст.VII Соглашения о взаимной помощи от 23 февраля 1942 г., согласно которой стороны изъявили намерение предпринимать согласованные действия, направленные «на уничтожение всех форм дискриминационного режима в международной торговле, на сокращение тарифов и других торговых барьеров».

Именно США и Великобритания как крупнейшие державы Запада взяли на себя роль организаторов многосторонней торговой системы. Среди 23 стран, первоначально подписавших в 1947 г. текст Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), 10 входили на тот момент в Британское Содружество. На Международной конференции по торговле и занятости в Женеве в 1947 г. США добивались ликвидации имперских преференций, тогда как Великобритания отстаивала их сохранение. В итоге условия ГАТТ позволили Великобритании и странам Содружества и далее поддерживать систему преференций.

Однако после Второй мировой войны значение преференций существенно уменьшилось. Во-первых, сказалось понижение пошлин в рамках ГАТТ, двусторонних соглашений, а позднее и ЕАСТ, которое привело к сокращению разрыва между общим и преференциальным тарифом. Во-вторых, скидки с пошлин, установленные в денежном выражении, постепенно обесценивались. Наконец, изменение товарной структуры торговли Великобритании привело к снижению удельного веса в ней преференциальных товаров. В результате уже в 1948 г. средний уровень преференциальных скидок для товаров, экспортируемых Великобританией в страны Содружества, снизился до 15%. В начале 60-х годов доля преференциальных товаров в британском экспорте в страны Содружества уменьшилась до 40%. Удельный вес товаров, охваченных преференциями, в импорте из стран Содружества сократился до 45%, а средний уровень скидок - до 4-5%1.

В приложении к параграфу были перечислены страны и территории, на которые распространяется данная норма: Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, зависимые от Соединённого Королевства территории, Канада, Австралия, зависимые от Австралии территории, Новая Зеландия, зависимые от Новой Зеландии территории, Южно-Африканский Союз, включая Юго-Западную Африку (ныне Намибия), Ирландия, Индия (по состоянию на 10 апреля 1947 г., т.е. в границах Британской Индии включая современные Бангладеш и Пакистан), Ньюфаундленд, Южная Родезия, Бирма, Цейлон. Другие страны Запада - Франция, Бельгия, Нидерланды, США - также получили право на поддержание преференциальных отношений со своими колониями (в том числе уже успевшими освободиться, как Индонезия и Филиппины). Однако британская система преференций была не только наиболее масштабной, но и единственной, включавшей другие развитые страны помимо метрополии.

Одной из причин падения значения преференциальной торговли со странами Содружества было обострение проблемы внешних расчётов Великобритании. Возрастала заинтересованность метрополии в долларовой выручке, которую давал экспорт в страны, не входившие в стерлинговую зону. В то же время получать сырьё и продовольствие она стремилась из стран стерлинговой зоны, чтобы расплачиваться за них собственной валютой.

Другая, более важная причина состояла в том, что концентрация внешней торговли Великобритании на далеко не самых передовых странах усугубляла её технологическое отставание от наиболее динамично развивающихся государств. Это порождало потребность в диверсификации рынков и стимулировало Великобританию к участию в европейской интеграции. Однако долгое время она стремилась сочетать это участие с сохранением межконтинентальной системы преференциальных экономических отношений. Поэтому из двух видов интеграции - таможенного союза и зоны свободной торговли - Лондон предпочитал зону свободной торговли.

Вопрос о создании такой зоны в Западной Европе обсуждался в рамках Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), члены которой с 1949 г. снижали барьеры во взаимной торговле. В мае 1956 г. правительства шести стран - членов Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) поддержали проект тесной интеграции. Осенью того же года Лондон выдвинул контрпредложение о создании зоны свободной торговли в рамках ОЕЭС, которое было окончательно отвергнуто Советом ОЕЭС в декабре 1958 г.2

Но ещё до этого страны континентальной «шестёрки» подписали 25 марта 1957 г. Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС)3, предусматривавший образование таможенного союза. Это означало, что Великобританию ждёт снижение конкурентоспособности в торговле с крупнейшими развитыми странами Европы, товарооборот которых рос наиболее высокими темпами.

В качестве частичной компенсации Лондон инициировал создание Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В неё вошли, помимо Великобритании, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция, а затем - Финляндия и Исландия. Ассоциация представляла собой зону свободной торговли промышленными товарами без наднациональных органов и обязательств более глубокой интеграции. Безусловно, она не могла заменить углубления экономических связей со странами ЕЭС и с самого начала рассматривалась как временное решение. Доля «шестёрки» ЕЭС в экспорте и импорте Великобритании с первых послевоенных лет была выше, чем доля стран ЕАСТ. При этом разрыв систематически увеличивался вследствие высоких темпов роста товарооборота с континентальной «шестёркой». Уже в 1961 г. Великобритания подала просьбу о вступлении в ЕЭС, при этом настаивая на сохранении привилегированного режима торговли со странами Содружества. Это условие вызвало возражения Франции. В ходе переговоров британские представители согласились на постепенную ликвидацию преференциальной системы после вступления в ЕЭС. Однако Франция ещё долго продолжала возражать против английского участия в континентальной интеграции. Одним из аргументов была неустойчивость фунта стерлингов, которая могла помешать Великобритании выполнить обязательства, связанные с членством в ЕЭС.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Отставание в темпах роста товарооборота Великобритании
  • Распад британской империи и либерализация торговли: причины и следствия
  • Отставание в экономическом развитии Британии
  • Борьба вокруг валютных ограничений: стерлинговая система и британская задол ...
  • Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________