Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 2

Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 2

Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 2В середине XIX в. Великобритания, обладавшая наивысшей в мире конкурентоспособностью, перешла к системе свободной торговли и стремилась распространить эту систему по всему миру. Однако в отношениях с развитыми странами её успехи оказались весьма ограниченными. Наиболее либеральная система торговли во второй половине XIX - начале XX вв. существовала в слаборазвитых странах.

Раздел Африки в конце XIX в. обеспечил эксплуатацию европейскими державами её природных и человеческих ресурсов. При этом были приняты законы, обеспечившие включение африканцев в производственный процесс на условиях, желательных для европейцев.

В то же время необходимо признать мифом утверждение, что Британская империя являлась основным рынком сбыта и источником сырья для метрополии. Её роль в этом отношении была весьма важна, но всё же большая часть британской внешней торговли приходилась на страны, политические независимые от Великобритании.

Британская империя никогда не была экономически замкнутой и самодостаточной. Она не представляла собой единой таможенной территории и не проводила единой экономической политики. Более того, британские доминионы, руководствуясь логикой экономического развития, устанавливали ощутимые барьеры для ввоза товаров метрополии, хотя и предоставляли ей преференции в торговле. Тем не менее экономическое значение империи было существенным. Её существование помогало поддерживать британскую систему свободной торговли благодаря прямой власти над колониями, обеспечивать преимущества при размещении государственных заказов. Принципы британского права были укоренены на всех континентах, в том числе и в странах, давно освободившихся от власти Лондона, включая США. Это способствовало налаживанию удобной и понятной для британцев системы международных экономических отношений. Но главное - империя как политическая структура выступала своеобразным гарантом сохранения выгодной Великобритании системы мирохозяйственных связей. По мере того как Британия теряла промышленное лидерство, эта система всё больше основывалась на её финансовом господстве и технологическом лидерстве. Когда и технологическое лидерство было утрачено, система финансового господства позволяла обеспечивать выгодные позиции в мировой экономике. Важное значение имела также ёмкость британского рынка, спрос которого в значительной мере определял структуру мирового производства. Глобальные политические связи, основанные на сложной системе компромиссов, позволяли воздействовать в желаемом направлении на только на политически зависимые страны, но и на государства-партнёры, создавали преимущества в международной конкуренции.

Великобритании (в отличие от Франции, Португалии, Бельгии) удалось осуществить деколонизацию в «мягкой» форме. Достигнув с национальными движениями соглашений о создании независимых государств, она согласилась легитимизировать распространение системы национальных государств на весь земной шар. Соответственно ей удалось сохранить в государствах, обретших независимость, существенные гарантии для инвесторов, а в ряде случаев и политические интересы.

Решающим стимулом к деколонизации было не само по себе усиление прямого сопротивления колониальной власти, а изменение структуры международного разделения труда. Великобритания в XX в. перестала быть лидером мировой торговли, уступив к середине века США, а во второй половине века - ФРГ, Японии, Франции. Мировая экономика в этот период вступила в этап развития, на котором решающее значение приобретает внутриотраслевое разделение труда. В результате значение торговли развитых стран между собой усиливается, а значение их торговли со слаборазвитыми странами ослабевает. Соответственно высокая доля товарооборота в системе «метрополии - колонии» стала служить консервации отсталости. В послевоенный период Великобритании удавалось использовать привилегированную систему торговых и валютных отношений для смягчения текущих экономических трудностей. Однако эти тактические манёвры не могли отвлечь её от осознания стратегической необходимости углубления разделения труда с западноевропейскими странами. Попытки Великобритании совместить сближение с континентальной Европой и сохранение имперских связей оказались неудачными. Ей пришлось пожертвовать вторыми ради первого.

Если неверно утверждение, что рост колониальных империй был вызван стремлением создать замкнутые экономические системы, защищённые протекционистскими барьерами, то столь же неверно утверждение, что их распад объясняется либерализацией торговли, которая будто бы сделала существование империй бессмысленным. На самом деле таможенный режим ведущих колониальных держав, и в первую очередь Великобритании, в период распада империй был гораздо более протекционистским, чем в период их экспансии во второй половине XIX в. Точнее будет сказать, что распад колониальных империй и либерализация международной торговли имели одну общую причину - углубление международного разделения труда, которое привело к развитию внутриотраслевого разделения труда, интернационализации производства и реализации продукции.

Империя в XIX в. (в отличие от «первой Британской империи» эпохи меркантилизма) создавалась вовсе не для формирования закрытой экономической структуры, а для обеспечения британским предпринимателям благоприятных условий хозяйствования, удобных и безопасных правил игры. Британская империя предоставляла гарантии включения разных стран в международную систему рыночных отношений - гарантии экономические, политические, правовые, информационные, а в ряде случаев и военно-полицейские, осуществляя прямое принуждение к такому включению отдельных групп населения и целых стран. Она обеспечивала также политические формы существования народов, находившихся на разных стадиях развития и принадлежавших к разным культурам. Британские колонизаторы находили партнёров в покорённых странах, формируя удобную им структуру общества и поддерживая господство местных элит, способствовавших достижению британских целей. Однако затем развитие этих стран сформировало силы, имевшие собственный взгляд на управление ими, который уже нельзя было реализовать в рамках политики Лондона.

Несмотря на утрату прежнего центрального положения в мировой экономической и политической системе, Великобритания сохраняет в этой системе льготное положение, как обладатель свободно используемой валюты и одного из глобальных финансовых центров, как лидер Содружества Наций, обеспечивающего определённый учёт взаимных интересов, как страна, имеющая значительный пакет голосов в рамках ЕС и в то же время сохраняющая «особые отношения» с США.

Современные геоэкономические системы имеют значительно более сложную конфигурацию и не могут быть однозначно отождествлены с теми или иными политическими структурами. Так, крупнейшим лидером геоэкономической системы в современных условиях являются США - страна глобальной резервной валюты, наиболее ёмкого рынка, наибольшего числа транснациональных корпораций, глобальный технологический лидер. В то же время конкурирующим проектом является Европейский союз, включающий по состоянию на 2011 г. 27 государств (в случае присоединения Исландии, Хорватии и Черногории их количество увеличится до 30). ЕС имеет собственную систему преференций в торговле с развивающимися странами и систему сотрудничества с государствами различных регионов. В то же время в рамках ЕС действует проект евро, охватывающий 17 из 27 стран - членов ЕС (юридически вступить в зону евро обязались и остальные члены ЕС, за исключением Великобритании и Дании, которые не приняли на себя соответствующего обязательства, но в принципе также провозгласили такую цель).

Лидерами проекта евро являются Германия и Франция. Формирование второй мировой резервной валюты позволило повысить глобальный вес континентальной Европы и способствовало развитию международных финансовых центров на континенте. В то же время британские финансовые рынки продолжают опережать торговые площадки партнёров по ЕС. Так, в 2010 г. Лондонская фондовая биржа занимала 4-е место в мире по рыночной капитализации, а крупнейшая фондовая биржа континентальной Европы - франкфуртская Deutsche Boerse - лишь 12-е. Великобритания сформулировала условия своего присоединения к проекту единой европейской валюты, которые сводятся к тому, что британское участие в зоне евро должно способствовать экономическому развитию Великобритании, а не препятствовать ему. В отличие от ряда малых стран Европы, у Великобритании в этом вопросе есть выбор. В то же время лидеры зоны евро, приняв на себя обязательство обеспечивать стабильность глобальной резервной валюты, вынуждены брать на себя бремя поддержания стабильности экономики партнёров, имеющих большой дефицит государственного бюджета и большой объём внешнего долга. Соответствующая программа включает финансирование из фондов, функционирующих как в рамках зоны евро, так и в рамках всего ЕС, члены которого, не использующие евро, не желают разделять всю полноту ответственности за его стабильность, но и не могут полностью устраниться от участия в её поддержании. При этом финансирование дефицитов государственных бюджетов стран-партнёров в ряде случаев оказывается формой поддержки собственной банковской системы, которая принадлежит к числу крупнейших кредиторов этих стран (так, банки Германии были крупными кредиторами банков Ирландии, которая обратилась за помощью к ЕС для компенсации бюджетного дефицита, вызванного поддержкой национальной банковской системы).

Таким образом, европейские геоэкономические системы организованы отчасти по «матрёшечному» принципу - континентальная система ЕС, обеспечивающая функционирование единого рынка, включает систему зоны евро, обеспечивающую функционирование европейской валюты - второй мировой резервной валюты. При этом страны - участницы ЕС остаются центрами мощных производственных и финансовых структур и сохраняют автономные механизмы защиты национальных экономических интересов. Как мы видели, Великобритания, Франция и Германия остаются странами базирования большого числа ведущих транснациональных корпораций и банков. Вслед за США они являются крупнейшими источниками зарубежных инвестиций. Они сохраняют важные институты обслуживания и защиты внешнеэкономических интересов, такие, например, как системы страхования и гарантирования экспортных кредитов, поощрения и защиты иностранных инвестиций. Таким образом, в современной Европе наблюдается переплетение национальных и наднациональных геоэкономических систем.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Распад Британской империи как перестройка геоэкономической системы (1947-19 ...
  • Распад британской империи и либерализация торговли: причины и следствия
  • Роспуск британской стерлинговой зоны - Часть 1
  • Эволюция внешнеторгового режима Британии: имперские преференции, многосторо ...
  • Проблемы периодизации Великобритании - Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________