Экскурсионные поездки по Кентербери (Canterbury) - Часть 2

Экскурсионные поездки по Кентербери (Canterbury) - Часть 2


Экскурсионные поездки по Кентербери (Canterbury) - Часть 2Ситуация в тогдашней Англии, с римско-нормандийской точки зрения, осложнялась и тем, что христианизация местных (весьма разнородных) племен, королей и князей осуществлялась не по некоему единому плану, а очень хаотически, в разное время и разными христианскими миссионерами, учения которых со временем вызывали растущее раздражение в Риме номер один и номер два (Царьграде).

Вообще говоря, христианизация Англии началась очень рано - уже при римлянах, во II веке. Помимо кельтских миссионеров (активных на территории нынешних Ирландии и Шотландии), британцев активно крестили последователи вероучения, которое в III - IV веках разработал александрийский священник Ариус (в русской традиции - Арий). Сторонники этого арианства (подробному рассказу о котором здесь тоже не место) хотя и были яростно прокляты как на Западе (Рим), так и на Востоке (Константинополь), однако многие века оставались влиятельными в Западной Европе. И особенно среди народов германской языковой семьи, в число которых наряду с готами, бургундами, алеманами, разного рода «варягами» и т.д. входили и англы с саксами. (К примеру, жившие в Северной Италии, под боком у папы, лангобарды оставались арианами вплоть до VII века.)

Мы предлагаем Вам самую интересную автомобильную экскурсию в замок Арундел (Arundel Castle).

Видимо, популярность арианства объяснялась тем, что оно не было склонно во что бы то ни стало (как «правоверные» католики) уничтожать языческие культы и ритуалы. Каковые нередко веками сосуществовали у германских племен с христианской верой (в некоторых регионах Северной Англии, докуда не дошли норманны и монахи, вплоть до начала буржуазного Нового времени)

Короче говоря, когда вы услышите патетические тирады о «христианизации» Англии, постарайтесь, по возможности деликатно, уточнить, какое именно «христианство» ваш собеседник имеет в виду.

Возвращаясь к истории конкретно Кентербери, необходимо рассказать о событиях VI - VII веков, которые имели очень большое значение и для теперешней Церкви Англии. В середине VI века перед Римом стояла непростая задача: хотя арианство среди германцев на «континенте» было в основном разбито, необходимо было не только бороться с особо упорными британскими язычниками (которые вообще не желали признавать ни святого Петра, ни его земного наместника), но еще и «перекрещивать» англосаксонских, вообще говоря, уже и так христиан. В смысле: из их «неправильной» веры в «неправильного» Христа - в «правильную» веру и в «правильную» святую Марию (не говоря уже о святом Петре, естественно).

С обеими этими (весьма головоломными, в прямом смысле слова) задачами, триумфально справился монах бенедиктинского ордена Августин (со временем, само собой, ставший святым Августином и даже Апостолом Британии). Этот достойный джентльмен жил во второй половине VI века (год его рождения точно не известен, а скончался он ориентировочно в 605 году). Похоже на то, что он был не менее интеллигентным человеком, чем тогдашний римский папа Григорий Первый (в английской традиции, конечно, поуп Грегори). Ибо Григорий был поразительно (и уж особенно для папы!) любознателен, толерантен и готов к компромиссам (за что и был признан Великим).

Так или иначе, но отец Августин сумел убедить наместника святого Петра, что британские саксы вовсе не обязательно хамы и варвары. Как сие полагали прежние папы на том основании, что саксы регулярно отлавливали и казнили тех своих бывших соплеменников, которых Рим, выкупив из того или иного рабства и обратив в награду за это в католичество, отправлял затем своими эмиссарами (или, если угодно, агентами 001) обратно в Британию.

К своему огорчению, монах Августин настолько уверил папу, что лучше того разбирается в островных делах, что Григорий взял да и заслал в перфидный Альбион теперь уже самого о. Августина (выделив ему сорок таких же смертников в придачу).

Как ни странно, миссия Августина не только не лишилась своей головы уже через пару дней после того, как высадилась, унылым рясным десантом на брегах по-язычески жизнерадостного Канта. Августин оказался настолько умен, что сумел добиться (о, чисто платонического!) расположения королевы Берты, супруги тогдашнего саксонского авторитета короля Этельберта. К счастью для Августина, Берта была не просто германского происхождения, а еще и принцессой франков (одного из немногих германских племен, которые очень рано сделали ставку на римско-католическую веру и со временем достигли благодаря Риму грандиозных успехов).

Как следствие дамской благосклонности и собственного красноречия, Августин потрясающе быстро преуспел в британской Саксонии. И не только (если угодно) «охмурил» короля и покрестил его, как правильно. Но и внедрил в Канте латинский язык и письмо (вместо всяких там исконных рун и готиш-саксонишей). За какие безусловные успехи Августин и был произведен (скорее, произвел сам себя) сначала в епископа Кантского (= Кентского), а потом (в 598 году) и в архиепископа Кантварабургского (со временем - Кентерберийского).

Собственно, со времен «апостола» Августина Кентербери и стал «христианским сердцем Великой Британии». А если менее патетически и по существу - то резиденцией примаса Церкви Англии. Которая, после долгих и трудных ссор с Римом в XV - XVII веках и по сию пору остается самой сильной «протестантской» церковью Европы. Сами англиканцы, конечно, избегают слишком уж онемеченного термина «протестантство», называя себя просто и с достоинством: Church of England (свыше 70 миллионов прихожан во всем мире).

29 декабря 1170 г. в Кентербери произошло важное событие: рыцари короля Генриха (= Генри) Второго прямо в соборе (злодейски подкравшись сзади) пронзили острыми кинжалами архиепископа Томаса Беккета (в российской традиции - Фома Бекет). Правда, по другой версии, покусителям пришлось изрядно погоняться за Беккетом по всему храму, ибо он был вовсе не склонен к смиренной жертвенности. Скрыться священнику не удалось. Самый прыткий из рыцарей догнал его в северо-западном крыле церкви (сейчас там памятная доска), где и расколол бишопу череп гнусным мечом.

Причины и следствия этого архиассассинства и по сию пору интенсивно обсуждаются английской интеллигенцией (в том числе и «военными интеллигентами» из Ml 6).

Уже в 1172 году, за свою мученическую смерть во имя римской веры, Бек- кет был причислен к лику святых. Как ни странно, это стерпел не только Генри Второй, но и его потомки. Лишь известный король-хулиган Генри ( = Генрих) Восьмой вычеркнул имя «святаго Фомы Кантерберийскаго» из святцев, а потом обесчестил могилу и даже сжег мощи священника. Но это было уже в XVI веке, в разгар очередной схватки Лондона с Римом. Ибо именно Генри VIII (несмотря на то, что мыслил себя ревностным католиком и даже личным врагом реформатора Мартина Лютера) демонстративно отказался подчиняться Риму, а потом провозгласил сам себя, любимого и великого, главою не только государства, но и англиканской церкви (и тем самым сделал ее национальной и даже националистической).

Кентерберийский собор и велик, и великолепен. К сожалению, здесь невозможно описать все его замечательное. Упомяну лишь еще одну, очень популярную у туристов и романистов: могилу Черного принца. Как и для многих старых английских храмов нормандийской закладки, для собора характерна общая «угловатость», «остроугольность» и «стрельчатость» внешнего антуража, сочетающаяся с кубичной «обрубленностью» соборных башен (при роскошном убранстве внутри). Что с неизбежностью наводит на подозрение, что также и в Кентербери норманны рассматривали собор скорее как оборонительную крепость против окружающих их англосаксов, нежели как собственно храм. Особенно важная роль в строительстве приписывается мастеру Уильяму Сенскому (William of Sens, собственно - Гильом), который удачно совместил французский раннеготический стиль с собственными, английскими наработками. После того как Гильом погиб на работе, в 1178 году руководство проектом перешло уже точно к английскому Уильяму (его так и называют: William the Englishman). В конце XIV века почти все наработки Гильома и Уильяма были снова порушены, и собор отстроен заново (к 1405 году), в стиле «высокой готики». И лишь в 1502 году архитекторы решились увенчать собор башней в центре - в таком же стрельчато-кубическом стиле, что и две башни на юго-западном портале (где сейчас главный вход в собор). Левая из них, в общем и целом, стоит с середины XV   века, правая же оказалась нестойкой и была снесена и заново продублирована к 1832 году.

Кентерберийский собор знаменит во всем мире прежде всего потому, что его традиционно используют в качестве своей постоянной «резиденции» главы англиканской церкви - ее архиепископы ( = примасы). Ввиду своего выдающегося историко-религиозного значения, собор (наряду с лежащей неподалеку церковью Святого Мартина и руинами аббатства Святого Августина) включен ЮНЕСКО в список важнейших памятников культуры человечества.

Порою в англосаксонских странах можно услышать и вердикт, что Кентерберийский собор - это еще и самая старая церковь Англии. Пожалуйста, будьте терпимы и не оспаривайте эту точку зрения (просто из вежливости). И все же помните: как и многие другие именитые английские церкви, собор возник на месте еще более старого христианского храма. Который конкретно в Кентербери был уничтожен «пожаром» во второй половине XI века.

Почему именно это произошло - вопрос спорный. Возможно, что старый собор и впрямь сгорел «сам по себе». Однако нельзя не отметить, что более или менее «сами по себе» разрушались едва ли не все прежние англосаксонские церкви, - стоило в городе появиться нормандийским дружинам Гильома-Завоевателя, за которыми следовали не менее миролюбивые (и тоже франкофонно-франкофильные) монахи.

Неудивительно, что первым архиепископом «нового» Кентербери стал священник с не так чтобы очень англосаксонским именем Ланфран (известен также и как Лангфранк, что делает ситуацию не лучше, так как получается, что он был франком не французским, но германским). Этот Ланфран-Лангфранк опекал (в самых разных смыслах слова) свою кантскую паству с 1070 по 1077 год. И, само собой, тут же приступил к воздвижению нового, правильного собора. Конечно же, по образцу и подобию своего родного аббатства Сент-Этьен в нормандийском Каене (он же - Кан).

Собственно говоря, с тех-то пор Кентерберийский собор и строился.

Кто именно, собственно говоря, запечатлен в благородно-суровом рыцарском образе над могилою - конечно, дело спорное. Все зависит от точки зрения и патетического мастерства «очевидца» и комментатра. Принято считать, что тут покоится прах сына короля Эдварда ( = Эдуарда) Третьего. Сей славный рыцарь зачастую именно так и именуется: сын Эдварда III. (Иногда, правда, уточняется: сын Эдварда III, тоже Эдвард). Известно также, что он пиарил себя принцем валлийским и князем аквитанским. Если валлийцы тогда еще не забыли лондонские уроки истории и предпочитали помалкивать, то вот аквитанцы от пиара князя Эдуарда Эдуардовича были не так чтобы в восторге.

Не вдаваясь в длинные спекуляции о том, что такое «Аквитания», докуда она простирается и чем хороша, скажу: Черный принц, как истинный английский патриот, понял, что во всем (о, ясное же дело!) виноваты французы (не путать с норманнами!). Благородный сэр не стерпел наглых происков Парижа-Орлеана, переплыл через канал и приступил к покаранию антиаквитанцев.

Принято считать, что тридцать лет Эдуард бодро побивал франкофонов направо и налево (само собой, не для собственного плезира, а исключительно волею пославшего его батюшки Эдуарда). Намного позже некие «эксперты» додумались, что эти (вполне, кстати, обоюдные) зверства происходили не из-за вульгарных англо-французских самодурств, а в рамках некой Столетней войны (XIV - XV вв).

 Как следствие, наш «Блэкки» заработал странноватый, но куртуазный англо-французский титул «цветка английских шевалье» (the flower of English chivalry). Скончался Черный принц в 1376 году - как ему и положено, при обстоятельствах скорее непрозрачных. Настолько темных, что международная обществен­ность не очень поняла, а что, собствен­но, произошло. Тем более что в следую­щем, 1377 году почил в бозе и Эдуард-старший. За которым на английском троне уселся Ричард Второй, малолет­ний сын Эдуарда Эдуардовича (и, по распространенному - не только во Франции - мнению, еще больший мра­кобес и злодей, чем его талантливо-черный батюшка).

St. Martin's Church (Церковь Святого Мартина)

«Святой Мартин» считается второй по значимости туристической примечательностью Кентербери (после собора). А для интересующихся историей эта церковь имеет абсолютно культовый статус.

Считается, что именно здесь в 597 году монах Августин покрестил в истинную (в смысле: римско-католическую) веру местного, саксонского по происхождению, короля Этельберта Кантского (= Кентского). Возможно, что и у вас тут возникнет (вообще говоря, логичное) недоумение: как же это так получается, что миссионер «покрестил» языческого короля не где-нибудь там в чистом поле (или, к примеру, в Днепре, - как греки крестили варяжские дружины князя Владимира), а в церкви?! То есть получается, что церковь-то у короля была еще до крещения?! Однако я в очередной раз советую вам не раздражать местных священников и прихожан и воздержаться от подобного рода провокационных вопросов.

Даже и пять веков спустя авторитет «Святого Мартина» был настолько велик, что эту церковь не посмели разрушить («сама сгорела, знаете ли») даже нормандийские «либерализаторы» и «носители цивилизации». Во всяком случае, кентерберийские старожилы клянутся, что нынешний Святой Мартин стоит ровно на том же самом месте, что и во времена Этельберта и его супруги Берты (это которая принцесса франков, уже и без св. Августина давно олатыненных).

Особенно забавно, что именно «спасенный из ада неверия» Этельберт настолько проникся мудростью Августина (по другой версии: был утомлен систематическим «пилением» своей Берты), что и отстроил уже в начале VII века Кентерберийский собор. (Тот самый, ко-торый «сам по себе» сгорел, устрашившись грозного вида грядущего на град Кантварабург монсеньора Ланфрана-Лангфранка.)

Аббатство и Коллегия Св. Августина (St. Augustine's Abbey & College)

Это третье по значению культовое место Кентербери (и тоже внесено в составляемый ЮНЕСКО «хит-парад» мировых примечательностей). Считается, что аббатство (= монастырь) было основано в 603 (или даже в 598) году, самолично бенедиктинским монахом Августином (со временем - «святым апостолом Англии»).

К сожалению, до наших дней аббатство не дожило в по-настоящему презентабельном виде. Ибо оно (ах, какая досада!) уже тысячу лет назад неожиданно взяло и разрушилось. Естественно, само собою, и тоже во второй половине XI века (видимо, совершило своего рода архитектурное харакири на пару с расположенным по соседству собором бренда Этельберт и Берта). Правда, со временем нормандийские монахи поняли, что хотя и были, как всегда, правы, но с оговорками. И даже частично снова отстроили аббатство. Однако при короле Генрихе VIII (в середине XVI века) традиционная для Англии вражда «самостийщиков» с «папистами» достигла очередного апогея, и аббатству был устроен новый погром.

И все же посетить августинские руины имеет смысл. Уже просто потому, что стараниями более поздних поколений (несмотря на хлопоты падре Ланфрана-Лангфранка) были отысканы, раскопаны и сохранены для потомков как могилы св. Августина, так и саксоно-франкской королевской четы Этельберта и Берты.

Ворота Коллегии Святого Августина - вроде бы - отстроены уже в XII веке, все прочие строения исторического комплекса происходят из заведомо более поздних (или даже новейших) времен.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Экскурсионные поездки по Кентербери (Canterbury) - Часть 1
  • Уголок королевы Виктории - остров Уайт и Кентерберийский собор
  • Кентербери и Дворец Хэмптон-корт
  • Кентерберийский собор заблокирует прихожанам доступ к порно-сайтам
  • Экскурсии в Винчестер (Winchester) - Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________