Жизнь и быт англо-саксов

Жизнь и быт англо-саксов
Жизнь и быт англо-саксовВскоре после переселения в Британию у англосаксов начинается разложение свободной общины и превращение кэрлов в зависимых крестьян. Процесс этот растянулся на несколько столетий, что объясняется целым рядом причин. Прежде всего разложение родовых отношений и возникновение частной собственности на землю замедлялось из-за относительно низкого уровня развития производительных сил, которое было достигнуто в Англии к моменту англосаксонского завоевания. Не было здесь и тех элементов феодального развития, которые имелись в других областях империи. Поскольку римские порядки не оказали большого влияния на общественный строй Британии, здесь не было и синтеза между разлагавшимся рабовладельческим строем, с одной стороны, и первобытнообщинными отношениями — с другой. Это наложило значительный отпечаток на дальнейшее развитие англосаксонского общества, в котором элементы свободной общины сохранились значительно прочнее и дольше.

Социальная дифференциация усилила влияние королевской власти. Первоначально в каждом племенном объединении был свой король — бретвальд, который рассматривался лишь как высшее должностное лицо. Даже убийство короля можно было искупить. Он правил вместе с представителями знати, которые объединялись в так называемый «совет мудрых». Полномочия этого совета были весьма значительны. С течением времени король начинает посылать на места своих представителей — шерифов, через которых пытается контролировать местную жизнь. Усилению королевской власти наряду с другими причинами способствовало распространение у англосаксов христианства, которое проникло в Англию почти одновременно из Ирландии и с континента. В 597 г. миссионер Августин, посланный римским папой, обратил в христианство жителей Кента. Постепенно христианство распространилось и на остальные области. Католицизм утвердился в Англии в результате упорной борьбы с ирландской христианской церковью, которая закончилась лишь в VII в. Победа римско-католической церкви объясняется тем, что она больше отвечала интересам королевской власти и нарождавшегося класса феодалов. В то время как христианство в Ирландии развивалось под влиянием сильных родовых отношений и приспособлено было к родовому укладу жизни, римско-католическое течение в христианстве носило уже ярко выраженный классовый характер. Римская церковь, упрочивая свое положение в Западной Европе, всеми средствами стремилась к накоплению богатств, особенно земельной собственности. Поэтому она поощряла развитие частной поземельной собственности, в чем заинтересованы были и светские землевладельцы. Таким образом, для нарождавшегося класса феодалов католическая церковь была надежным союзником в деле закабаления свободных крестьян. Христианство необходимо было также и королевской власти для укрепления своего авторитета. С появлением христианства король стал рассматриваться уже как представитель верховной, божественной власти на земле, и убийство его каралось смертью.

Незабываемые летние туры и экскурсии по Великобритании.

Появление королевской власти свидетельствует о том, что развитие феодальных отношений у англосаксов зашло уже далеко. В основе этого процесса лежало разложение свободной общины, усилившееся с появлением в VII в. частной собственности на пахотную землю. В силу целого ряда причин среди свободных крестьян появляются малоземельные, которые вынуждены были в поисках средств к существованию и из стремления к безопасности обращаться за покровительством к крупным землевладельцам. Это «покровительство» означало настоящую кабалу, так как крестьяне теряли право собственности на землю и превращались в простых держателей, обязанных нести за землю различные повинности. Среди крупных землевладельцев в этот период особенно выделяется церковь. Ей дарили земли крупные магнаты, она под разными предлогами выманивала их у крестьян, наконец, ее щедро одаряли англосаксонские короли в награду за те услуги, которые она им оказывала. Вместе с землями церкви отходили и крестьяне, сидевшие на них.

Важнейшим орудием в процессе феодализации являлась королевская власть. Короля окружали многочисленные дружинники, с которыми постепенно начинает сливаться и родовая знать. Король наделяет своих дружинников и знать землями, которые в отличие от народной земли стали называться землями по грамоте. Вместе с землей король жаловал феодалу право взимать налоги, поступавшие раньше в его пользу, а также передавал административные и судебные права над населением, и общинники, проживавшие на бокленде, попадали в зависимость к крупным землевладельцам, а королевский налог превращался в феодальную ренту. Вместе с тем феодал начинал взимать с крестьян в свою пользу всевозможные штрафы, захватывал в свои руки решение всех дел в общинных собраниях, в собраниях сотен и графств, превращая их таким образом в свое орудие. Община стала теперь нести круговую ответственность за отбывание повинностей своими членами. Превращаясь в верховного собственника земли, феодал начал присваивать и общинные земли, что в свою очередь способствовало дальнейшему подчинению крестьян, которые не могли вести свое хозяйство без пользования лесами, лугами, пастбищами и другими угодьями. Таким образом, раздача королями земли в бокленд сопровождалась узурпацией крестьянских земель феодалами и являлась одним из наиболее важных орудий феодализации. Из бокленда выросла вотчина, которая по своей структуре резко отличалась от вотчины, образовавшейся в результате постепенного разорения общинников и подчинения их феодалу. Бокленд — чаще всего крупное поместье, в состав которого входило иногда несколько деревень.

Подчинение крестьян власти крупных землевладельцев проходило в условиях острой классовой борьбы, о которой до нас дошли лишь скудные отрывочные сведения. В борьбе с крестьянами землевладельцы искали поддержку у королевской власти, что немало содействовало политическому объединению страны. В борьбе отдельных королевств за гегемонию к IX в. явно определяется перевес Уэссекса, которому удалось в 829 г. объединить все королевства в единую Англию. Но это не было еще централизованное государство с сильной королевской властью. Крупные землевладельцы играли в нем важную роль, а отдельные районы сохранили значительную политическую самостоятельность.
Политическое объединение страны, вызванное успехами феодализации, было ускорено и внешним фактором. С конца VIII в. на Англию начинают совершать набеги датчане и норвежцы — норманны. Эти набеги известны в истории Англии под названием датских завоеваний.

Набеги норманнов были огромным бедствием для Англии, по мнению современников, гораздо худшим, чем голод или моровая болезнь. Скорбные записи находим мы в англосаксонских хрониках: «Послал всемогущий бог толпы свирепых язычников — датчан, норвежцев, готов и шведов; они опустошали грешную землю Англии от одного морского берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни женщин, ни детей». Датчане находились на более низкой ступени общественного развития, чем англосаксы, но в военном отношении намного превосходили их. Они имели лучшее по тому времени оружие и доспехи: топоры и длинные мечи, железные шлемы, щиты, нередко на воинах были кольчуги. Англосаксы были вооружены гораздо слабее. У большинства ополченцев были лишь дротики и кожаные латы.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Нападения датчан на Англию
  • Завершение процесса феодализации в Англии
  • Специфика английского феодализма
  • Внутренняя политика Англии при Вильгельме
  • Приход Вильгельма Завоевателя
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________