Культура Англии в XVIII века

Культура Англии в XVIII в.
Культура Англии в XVIII векаПолитический компромисс конца XVII в. между аристократией, финансистами и крупной торговой буржуазией наложил заметный отпечаток и на духовную жизнь Англии, на развитие английской культуры.

Хотя Англия переживала период бурного экономического подъема, но в политической области до второй половины XVIII в., до того времени, когда начинают сказываться последствия промышленного переворота, заметен застой. Это сказывалось и на области духовной жизни. Этим объясняется и то, что «просветительство» нашло в Англии слабое развитие, в то время как во Франции просветители выступали идеологами буржуазии в ее борьбе против феодализма.

В отличие от Франции английская буржуазная идеология была проникнута религиозностью.

Это уже не был пуританский энтузиазм времен революции, когда религиозной оболочкой прикрывали оппозиционные абсолютизму идеи. Теперь религия была прямым орудием удержания в узде народных масс. Энгельс подчеркивал, что английский буржуа XVIII в. «сам был религиозен: его религия доставила ему знамя, под которым он победил короля и лордов. Скоро он открыл в этой религии также средство для того, чтобы обрабатывать своих естественных подданных и делать их послушными приказам хозяев, которых поставил над ними неисповедимый промысел божий. Короче говоря, английский буржуа с этого времени стал соучастником в подавлении «низших сословий» — огромной производящей народной массы, — и одним из применявшихся при этом средств было влияние религии»Если в XVII в. главный тон в философии задавали материалисты, то в XVIII в. главные позиции в философии занимают идеалисты.

В это время выступает со своей субъективно - идеалистической концепцией епископ Беркли, который дошел до полного отрицания объективного мира.

Весьма характерным для взглядов английской буржуазии было то, что в политике Беркли выступал в качестве защитника и пропагандиста буржуазного способа производства, сторонника развития мануфактур, а в философии — как ярый враг материализма и атеизма, как проповедник религиозного мракобесия.

На идеалистических позициях стоял агностик Давид Юм, который старался избежать крайности Беркли, но вместе с тем отвергал самую возможность познания объективного мира.

Предлагаем Вашему вниманию: Новогодние туры в Лондон.

В Англии выступала и целая группа философов - материалистов. Но у этих философов материализм совмещался с деизмом, с отождествлением природы и бога. Это было выражением непоследовательности их материализма, уступкой религиозному ханжеству английских буржуа.

Но даже за их непоследовательный материализм их называли «вольнодумцами» и «безбожниками», подвергая издевательствам, насмешкам и травле. Развитие английской науки этого времени шло под знаком бурного развития промышленности и торговли, которым ознаменовался XVIII век.

В начале XVIII в. продолжал свою плодотворную научную деятельность величайший английский физик и математик XVII в. Исаак Ньютон, сформулировавший в своих главных трудах «Математические начала натуральной философии», «Новая теория света и цветов» и др. основные законы классической механики и выводы из оптических исследований. Огромное значение имело открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и дифференциального исчисления.

Открытия Ньютона относятся еще к 60 — 80 - м годам XVII в. и являются отражением благотворного влияния революционной эпохи, однако они оказали огромное влияние на все естествознание XVIII в.

В Англии XVIII в. большого развития получила буржуазная экономическая наука. Заметный вклад в ее развитие внес один из родоначальников буржуазной политэкономии — Адам Смит. Смит преподавал в университетах Эдинбурга и Глазго, а с 1764 г. посвятил себя исключительно научным занятиям. В 1776 г. вышел его главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Основную причину развития производства и экономического прогресса Адам Смит видел в разделении труда. Смит впервые разграничил потребительскую и меновую стоимость, ему же принадлежит мысль о том, что труд является источником общественного богатства. Однако Смит не понимал природы классовых отношений и исходил из представления о гармонии классовых интересов в капиталистическом обществе.

Адам Смит как представитель идущей к подъему буржуазии выдвинул лозунг свободной торговли и выступал против всяких ограничений предпринимательской деятельности. Эти идеи Смита были очень популярны среди английской промышленной буржуазии, в особенности тогда, когда она становилась монополистом на мировом рынке.

Наряду с политической экономией в Англии развивается историческая наука, для которой был характерен рационалистический подход к объяснению исторических явлений: представители исторической науки стремились давать объяснение исторических явлений на основе принципов разума, без ссылок на действие божественных сил. Историки - рационалисты испытывали влияние Вольтера.

Одним из представителей исторической науки был Давид Юм. Будучи философом - идеалистом, Юм придает большое значение идеям, и сама история для него — это воспоминание об идеях, которые вдохновляли человечество. Историк - рационалист, Юм отрицает положительное значение всех форм религии: католичества, протестантизма и пуританства. Как тори, Юм отвергает революционный путь борьбы даже с феодализмом.

Крупным историком XVIII в. был Робертсон, автор работ по истории Шотландии и Америки. Ему принадлежит «История царствования императора Карла V», в которой дается общий обзор европейского средневековья.

Идеолог поднимающейся буржуазии, Робертсон не отрицает важную роль насильственных переворотов в развитии, общества. Робертсон придает огромное значение роли купечества в историческом развитии и считает его главным творцом единой европейской цивилизации.

Крупным историком был Эдуард Гиббон. В своем многотомном произведении «История упадка и падения Римской империи» он возвеличивает Римскую империю, считая период мирового господства Рима самым счастливым временем в жизни всего человечества. Главной причиной упадка Римской империи Гиббон считал христианство, которое «разъело» все здание империи. Хотя Гиббон пытается смягчить этот свой вывод, но его труд явно направлен против церкви. Работа Гиббона —один из классических образцов буржуазной историографии.

Экономический подъем, который переживала Англия, быстрый рост капитализма не могли не сказаться на литературной жизни страны. В ранний свой период английская литература XVIII в., представленная именами Александра Попа, Джозефа Аддисона и других, еще отличалась сравнительной идейной и художественной незрелостью.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Историческое значение английской революции
  • Северное сияние: шотландское Просвещение
  • Результаты парламентской реформы
  • Три мыслителя шотландского Просвещения
  • Дефо, Бернс и другие культурные деятели эпохи Просвещения
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 8/10. Голосов: 2
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________