Англия в годы ее промышленной гегемонии

Англия в годы ее промышленной гегемонии
Англия в годы ее промышленной гегемонииВ 50 — 60 годах XIX в. Англия занимала первое место среди промышленных стран мира. Она была, по выражению Маркса, «метрополией капитализма». Промышленный переворот, который начался в Англии раньше, чем в других странах, закончился к середине XIX в., также раньше, чем в других странах мира. Быстрые темпы развития всех отраслей английской промышленности, ее техническое превосходство ускорили превращение Англии в «мастерскую мира».

Наряду с легкой промышленностью развивается тяжелая промышленность и такая ее отрасль, как машиностроение. Приведем некоторые цифры, характеризующие Англию как мощную индустриальную державу.

За двадцатилетие количество хлопчатобумажных фабрик возросло с 1932 до 2483, а число механических веретен на них достигло 30 миллионов — в пять раз больше, чем во Франции или США, и в 15 раз больше, чем в Пруссии. Число рабочих на этих фабриках возросло с 330 тысяч до 450 тысяч. По-прежнему быстро развивалась и шерстяная промышленность. Число шерстяных фабрик в Англии увеличилось за то же двадцатилетие с 1998 до 2579.

Развитие металлургической промышленности привело к увеличению производства чугуна с 2 миллионов в 1848 г. до 6 миллионов тонн в 1870 г. Непрерывно росла добыча каменного угля. В 1885 г. было добыто 61,5 миллиона тонн угля, а 1864 г. — 92 миллиона тонн.

В Англии в 50 — 60 - х годах производилось более половины мировой выплавки чугуна и примерно такая же доля мировой добычи каменного угля.

Английская машинная промышленность настолько выросла, что производила больше фабричных изделий, чем весь остальной мир. Промышленная выставка 1851 — 1852 гг. уже наглядно показала огромное превосходство английской промышленности над промышленностью всех остальных стран.

Большим стимулом для развития тяжелой промышленности было развертывавшееся железнодорожное строительство. К середине XIX в. железнодорожная сеть Англии достигла 10,6 тысячи километров. Половину ее контролировал английский железнодорожный король Джемс Гудзон. Важное значение для дальнейшего развития железнодорожного строительства имело применение стальных рельсов, что позволило пускать более тяжелые составы.

Огромную роль в экономике страны играл морской флот, переживавший в 50-х годах технический переворот, который выразился во внедрении пара в морское судоходство. Этот переворот был подготовлен изобретением новой модели паровой машины для океанских судов, применением винта и внедрением в судостроении металла вместо дерева.

В 50-х годах Англии принадлежали 50% мирового тоннажа торгового флота. Хотя значительная часть флота еще была парусной, но все больше становилось паровых судов. В 50-х годах XIX в. их было около двух тысяч, а в 60-х годах уже пять тысяч.

Англия строила суда для многих стран, ее кораблями пользовались иностранные государства для перевозки товаров в самые отдаленные части света. Значение морского флота для Англии было особенно велико в связи с той ролью, которую играла в английской экономике внешняя торговля.

В, середине века почти весь мир был уже включен в орбиту капиталистического влияния и было завершено создание мирового капиталистического рынка. В международный товарооборот вовлекались все новые страны. Монопольное положение Англии на мировом рынке позволяло ей получать наибольший выигрыш от его расширения.

Не упустите шанс окунуться в мир достопримечательностей Лондона.

В 1850 г. общая стоимость мировой торговли достигла 14,5 миллиарда марок, а торговля одной только Англии и ее колоний составляла 5,2 миллиарда. В 1870 г. обороты мировой торговли достигли 37,4 миллиарда марок, а торговля Англии и ее колоний 14 миллиардов. Таким образом, торговля Англии с колониями составляла в 1870 г. более трети мировой торговли, и ее вывоз и ввоз за 20 лет возросли втрое.

Англия получала из других стран сырье и продовольствие, а вывозила продукцию своей промышленности.

Первое место в английском вывозе занимали хлопчатобумажные изделия. Англия вывозила в 1870 г. на 71 миллион фунтов стерлингов хлопчатобумажных изделий против 28 миллионов в 1850 г., а шерстяных изделий на 26,7 миллиона фунтов стерлингов против 10 миллионов в 1850 г. Значительно возрос вывоз железа и стали, а также каменного угля. Монопольное положение Англия занимала по экспорту машин. В 1850 г. было вывезено в разные страны машин на один миллион фунтов стерлингов, а в 1870 г. — на 5,3 миллиона фунтов стерлингов. Экономически Англия подчиняла себе целый ряд стран, которые были самостоятельными государствами. Даже США вплоть до гражданской войны были в экономическом отношении полуколонией Англии.

По словам Маркса, английская буржуазия в это время мечтала превратить Англию в один большой фабричный город, чьей деревней была бы вся остальная Европа.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Интенсивный промышленный рост Англии в начале ХIХ века
  • Англия в конце XIX в. Отставание от основных конкурентов
  • Англия накануне первой мировой войны
  • Источники богатства Англии середины XIX века
  • Предпосылки индустриализации в Англии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________