Положение британских рабочих в период индустриализации

Положение британских рабочих в период индустриализации
Положение британских рабочих в период индустриализацииТридцатые и сороковые годы XIX в. были периодом внедрения машинной индустрии, периодом быстрого наращивания темпов во многих отраслях промышленности и новых коренных усовершенствований на транспорте. Роль хозяйства в жизни страны падала: к 50-м годам около половины жителей Англии уже проживало в городах, а в сельском хозяйстве было непосредственно занято не более 35% трудоспособного населения.

Добывающая промышленность развивалась весьма заметным образом; в первую очередь это относилось к выработке угля, которая возросла с 1832 по 1850 г. свыше чем в два раза.

Ведущей отраслью обрабатывающей промышленности оставалась текстильная. В 1835 г. в ней было занято 340 тысяч рабочих, а в 1850 г. уже 370 тысяч человек. Не меньше половины британского экспорта приходилось на текстильные товары. С 1832 по 1850 г. вывоз британского текстиля увеличился с 17 до 28 миллионов фунтов стерлингов. Все еще велико было число ручных ткачей, но их разорение ускорилось.

Развитие металлургии, машиностроения и сооружение железных дорог составили, пожалуй, наиболее отличительную черту периода 30 — 40-х годов по сравнению с предшествующими десятилетиями. Правда, сталь до открытия Бессемера еще не играла существенной роли, но чугуна производилось уже примерно 2 миллиона тонн к 1850 г., что было в два раза больше, чем в 1835 г., и раз в десять больше 1800 г.

Возникали новые промышленные центры, соперничавшие со старыми текстильными городами. Таким крупнейшим индустриальным центром стал, например, город Глазго и его предместья в Шотландии. Металлургические районы Монмоут и Глэморган развивались в этот период также быстрее, чем Ланкашир. Энгельс отмечал, что к началу 40-х годов обработка металла концентрировалась преимущественно в Бирмингеме и Шеффилде, причем в первом из них имелось тогда уже много предприятий, где «фабричная система царит полновластно».

Повсюду на фабриках паровые машины применялись во всё, большем количестве, но особенное значение имело использование паровых двигателей на транспорте. Журнал «Меканик мэгэзин» провозглашал хвалу «Всепобеждающему пару», а американец Эмерсон писал, что пар можно назвать «англичанином». Именно в этот период паровой флот начинает вытеснять парусный. В 1850 г. число парусных судов составляло еще около 17,5 тысячи, но имелось уже 426 морских пароходов общим тоннажем более 104 тысяч тонн. В 1838 г. первый океанский пароход переплыл из Бристоля в Нью-Йорк, покрыв это расстояние за 20 дней. С этого времени дымок пароходов все чаще можно было встретить на морских просторах.

В середине 30-х годов началась подлинная железнодорожная лихорадка. Буржуа и иные аристократы спешили сколачивать акционерные общества и наперебой добивались санкции парламента на прокладку той или иной дороги. Один из первых историков железнодорожного строительства — Френсис писал в 1851 г.: «Пресса поддерживала манию, правительство ее санкционировало, народ платил за нее. Железные дороги были одновременно модой и безумием». Действительно, добившись осуществления своих проектов, акционерные общества устанавливали непомерно высокие цены на перевозку грузов и пассажиров и быстро окупали произведенные расходы. Установленный парламентом надзор оказался фиктивным и не ограничивал произвола компаний.

В 1841 г. оказалось возможным на поезде и пароходе за сутки покрыть расстояние из Лондона до Глазго. К 1850 г. почти все крупнейшие города Англии и Шотландии были уже соединены друг с другом. Достижения британских мостостроителей, применение электрического телеграфа на транспорте содействовали успеху. В 1848 г. в Англии имелось уже 6400 километров железнодорожных линий, в то время как во Франции их было 1930, а в России — 438 километров. Железные дороги стимулировали развитие промышленности в северной Англии; железные дороги помогали буржуазии в деле разрушения патриархальных порядков в сельскохозяйственных местностях и мобилизации новых рабочих рук на предприятия.

Поездка в Лондон – отличный шанс для тех, кто планирует отдых.

Развитие промышленности и транспорта, сопровождавшееся усилением эксплуатации трудящихся, привело к обогащению буржуазии в невиданных размерах и окончательно определило соотношение сил внутри самого правящего лагеря. Промышленная буржуазия, которая, как указывал Маркс, «становилась ведущей частью буржуазии», значительно укрепила свое политическое влияние. Энергичную деятельность в 40-е годы развертывают фритредеры — сторонники свободной торговли. Штаб-квартирой фритредерского движения являлся центр текстильной промышленности Манчестер. «Процветание Манчестера — синоним благосостояния Англии», — заявляли лидеры фритредеров — фабриканты Кобден и Брайт.

В 1845 г. даже часть торийской партии во главе с Р. Пилем пришла к выводу о необходимости упразднения хлебных законов; в 1846 г. они были отменены. Лендлордам пришлось также пойти на уступки буржуазии в вопросе о налоге на наследство и подоходном налоге. Успех фритредеров был упрочен благодаря ликвидации навигационных актов, в которых британская торгово-промышленная буржуазия больше уже не нуждалась.

После парламентской реформы активизируется английская колониальная политика. В интересах буржуазии британское правительство добивается приобретения ряда новых земель. Так, Англия навязывает войну Афганистану, но терпит тяжелое поражение. После двух войн с сикхами Англия захватывает Пенджаб. На путях к Индии в 1839 г. был оккупирован район Адена.

На Дальнем Востоке, используя ранее занятый Сингапур как базу, Англия стремилась к «открытию» рынков южного Китая. В результате первой «опиумной войны» китайский рынок был открыт для купцов Англии.

Она также заполучила для себя многие привилегии в бассейне Янцзы, захватила Гонконг.

В 1841 г. Англия аннексировала Новую Зеландию, а в 1843 был ею оккупирован Наталь в Южной Африке. Африканские племена, а также колонисты буры оказывали сильное сопротивление. Последние даже переселились на север от Оранжевой реки, чтобы избавиться от британской опеки. В Ирландии, Индии, на Ионических островах подымалось движение за свержение британского ига; повсюду английские колонизаторы зверски расправлялись с патриотами.

То обстоятельство, что в 30 — 40-е годы Англия не вела войн со своими конкурентами из числа капиталистических стран, содействовало решению буржуазией ряда задач внутренней и колониальной политики. Что касается торгового соперничества, то Англии, казалось, уже не приходилось опасаться Франции или какой-либо другой державы: она далеко обогнала своих конкурентов в области индустрии и торговли. Как писал Энгельс, британская буржуазия рассматривала свою страну как «промышленное солнце, вокруг которого вращается все большее число спутников, производящих зерно и хлопок» К середине XIX в. среди всех государств земного шара Англия считалась самой могущественной и процветающей державой. Но напрасно мы искали бы свидетельств роста благосостояния трудящегося населения Великобритании. Жизненный уровень широких слоев английского народа не только не повысился в 30 — 40-е годы, он продолжал снижаться. Социальные контрасты увеличивались. «Среди всего этого изобилия народ погибает», — восклицал известный публицист и историк Карлайль. «Англия разделена на две нации. Это бедные и богатые», — вторил ему Дизраэли. Он добавлял, что между этими двумя нациями пролегла глубокая пропасть. «Шерстяные короли» и «хлопковые лорды» в течение ряда десятилетий усиливали эксплуатацию пролетариата и довели ее до чудовищных размеров. Своего апогея угнетение английских рабочих достигло в «голодные сороковые годы».

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Англия в годы ее промышленной гегемонии
  • Источники богатства Англии середины XIX века
  • Англия накануне первой мировой войны
  • Интенсивный промышленный рост Англии в начале ХIХ века
  • Англия в конце XIX в. Отставание от основных конкурентов
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________