Влияние чартизма на английскую литературу

Влияние чартизма на английскую литературу
Влияние чартизма на английскую литературуРазброд движения чартистов весной 1848 г. бросался в глаза. Когда на смену конвенту была созвана Национальная ассамблея, то никаких решений она принять не смогла.

Рабочие во многих промышленных центрах севера все-таки выступили, В Бредфорде рабочие в схватке с полицией одержали верх, но затем вынуждены были отступить после прибытия войск. Столкновения произошли также в Ливерпуле, Аштоне и некоторых других городах. В большинстве случаев властям удалось быстро овладевать положением; производилось множество арестов.

Э. Джонс призывал «не сдаваться», но 6 июня он был арестован. Во время суда над ним, как и над многими другими, были использованы провокаторы и полицейские шпики. Джонс и еще несколько лондонских чартистов были осуждены на два года заключения и содержались в ужасающих условиях. Чартисты Уильяме и Шарп умерли в тюрьме, а Верной — вскоре после освобождения. Э. Джонс мужественно переносил преследования; в тюрьме он написал несколько поэм и стихотворений, причем поэму «Восстание Индостана» ему пришлось писать собственной кровью...

Победа контрреволюции в Европе оказала свое влияние на ход событий в Англии: многие рабочие разочаровались в политических средствах борьбы; в 1849 — 1850 гг. чартистское движение быстро пошло на спад. Гарни, Джонс и некоторые другие чартисты сумели в эти годы преодолеть многие прежние заблуждения в своем понимании задач чартистского движения. Один из сподвижников Гарни — X. Мортон писал в 1850 г. в газете «Красный республиканец» о том, что вожди рабочих «от идеи простой политической реформы продвинулись к идее социальной революции». Выработанная весной 1851 г. чартистским конвентом новая программа отмечена верным пониманием значения роли политической власти в деле преобразования всех основ социально-экономического строя. Но все попытки приостановить распад движения не дали результатов; в начале 50-х годов в распоряжении левых чартистов уже не было массовой армии, чартизм продолжал затухать.

Сочетание террора и уступок в тактике правительства, период длительного экономического оживления, наступивший в Англии, усилившаяся эмиграция — все это способствовало отходу большинства английских рабочих от политической борьбы. От начала и до конца чартистскому движению вредило отсутствие единого политического руководства, боеспособной пролетарской партии.

Неудача чартизма была исторически обусловлена тем, что рабочее движение и социализм тогда существовали еще отдельно друг от друга. Однако чартизм значительно отличался от предшествующих революционных движений; на этот раз пролетариат уже не являлся резервом буржуазии, а выступил как самостоятельная и серьезная политическая сила. По словам Маркса, чартизм был самой сознательной классовой борьбой, которую видел свет. Под знаменами чартизма английские рабочие в 40-е годы вырвали у эксплуататоров ряд существенных уступок. Крупнейшей из них было установление 10-часового рабочего дня. С полным основанием летом 1847 г. «Северная звезда» подчеркивала, что «страх» правящих классов перед народом и «давление извне» на парламент сыграли большую роль в решении этого вопроса. Впервые в истории трудящиеся добились законодательного ограничения своего рабочего дня.

Чартизм наложил отпечаток и на всю последующую историю страны. Парламентские реформы 1867 и 1884 гг. уничтожили последние «гнилые местечки» и расширили круг избирателей; в начале 70-х годов была введена тайная подача голосов. Так были осуществлены некоторые из популярных чартистских требований.

Маркс и Энгельс, высоко ценившие заслуги чартистов, творчески использовали революционный опыт, накопленный британским пролетариатом в эпоху чартизма. В этом смысле прав бы)л английский прогрессивный публицист Ральф Фокс, когда он писал, что Маркс и Энгельс тоже являлись «чартистами». Английские коммунисты, все передовые рабочие Великобритании свято хранят революционные традиции чартизма.

Предлагаем ознакомиться с разделом сайта: Чаепитие в лондонском отеле Ritz.

В эпоху чартизма английская литература достигла подлинного расцвета. Гражданские мотивы пронизывали творчество ведущих английских писателей, ни один из них не прошел мимо страданий своего народа. В книгах Диккенса и Ш. Бронте, Карлайля и Кингсли, в стихотворениях Т. Гуда и Э. Браунинг описывалось невыносимое положение трудящихся, нередко звучал гневный протест против буржуазной эксплуатации. Ряд произведений английских писателей — мастеров критического реализма — явился непосредственным откликом на революционные события 30 — 40-х годов и в свою очередь имел немалое общественно-политическое звучание. В конце 40-х годов на страницах книг крупных английских прозаиков появляется образ чартиста-рабочего. Так, в романе Э. Гаскелл «Мэри Бартон» один из героев, Джон Бартон, деятельно участвует в чартистском и тред-юнионистском движении. Следует признать, что даже писатели «блестящей плеяды» не смогли все же раскрыть в своих произведениях смысла той великой борьбы за новое общество, которую вели английские пролетарии. Эта задача значительно более удачно осуществлялась писателями - чартистами. Пролетариат Англии создал тогда свою собственную литературу, и она по своему содержанию, как отмечал Энгельс, далеко превосходила литературу буржуазии.

Чартистские авторы — в подавляющем большинстве рабочие — рассматривали свои произведения как вклад в дело борьбы с угнетателями. Чартистские газеты «Северная звезда», «Лондонский демократ», «Северный освободитель» и другие охотно предоставляли свои страницы для публикации стихов или очерков. В чартистском «Труженике» литературный отдел занимал больше половины объема всего журнала. Кроме того, в 40-е годы выходило довольно много летучих листков, воззваний и брошюр, посвященных хартии и различным политическим событиям того времени. «Северная звезда» выдвигала перед чартистскими писателями требование «волновать кровь, как трубный звук», передавать читателям «мысли, которые дышат, и слова, которые жгут». И произведения рабочих авторов действительно дышали революционным пафосом.

Литература чартизма отличалась своим демократизмом, боевым духом и оптимизмом. Жанры ее были весьма разнообразны: от небольшой эпиграммы до повести и романа. Однако ведущеё место в творчестве чартистских писателей заняла поэзия. Э. Джонс метко назвал поэзию выразительницей «живого духа эпохи». Именно поэзия чартистов, их массовые песни оставили наиболее глубокий след в английской литературе. Для поэзии чартистов характерна близость к народному творчеству, народной песне. Не случайно ряд песен, сложенных в эпоху чартизма в Англии, получил распространение и за пределами страны. В царской России, например, рабочие знали написанное Э. Мидом стихотворение «Король пар». Вместе с тем поэты - чартисты явились продолжателями традиций революционного романтизма Байрона и Шелли. Направленность в будущее присуща и боевым маршам анонимных авторов и поэмам Джонса. Чартистская поэзия помогла распространению передовых идей, воодушевляла рабочих во время острых классовых столкновений. Многие произведения чартистских поэтов конца 30-х и начала 40-х годов отличались еще идейной и художественной незрелостью; иные из авторов предпочитали заглядывать в будущее с осторожностью и помышляли только о мещанском благополучии. Но уже в это время появляются сильные обличительные стихотворения, как например «Засадим судей за решетки». Популярностью пользовались стихи У. Сэнки, в которых поэт восклицал:

Англичане, вы — рабы! Толку нет от похвальбы,

Что в Британии свобода — Достояние народа.

Ярко отобразили писатели-чартисты события 1839 — 1842 гг. «Джота» опубликовал «Сонеты, посвященные чартизму» — о борьбе, развернувшейся в Уэльсе. Уоткинс посвятил свою драму жертве английского буржуазного правосудия. Джемс Линтон показал себя великолепным мастером в «Гимнах для лишенных избирательных прав», а его знаменитое стихотворение «Труд и прибыль» повторяла вся рабочая Англия:

Труд живет едва-едва, С голодухи тает,

Но, как сорная трава, Прибыль процветает...

Линтон справедливо предостерегал рабочих от посулов фритредеров, пытавшихся расколоть чартистское движение.

В 1846 — 1847 гг. антибуржуазная направленность чартистской поэзии приобретает особенно отчетливые формы. Если раньше поэты-чартиаты по большей части высказывались за «законные» методы осуществления хартии, то теперь все чаще слышатся призывы к восстанию:

И смело восстала рабочая рать, Ей нечего в этом сраженье терять...

пишет поэт Смарт в 1846 г., а в «Песне голодных» Джонса говорилось:

Пока вы не проснетесь, Душить вас будет гнет, Никто вам не поможет, Все в вас самих —вперед!

Тут звучал призыв, воплощенный впоследствии во всемирно известных строках «Интернационала».

Накануне революционного 1848 г. Э. Джонс становится подлинным выразителем чаяний простого народа. Каждую неделю в «Северной звезде» публиковались его яркие, доходчивые стихи. Широкую известность завоевал сборник Джонса «Чартистские песни». С законной гордостью поэт записывал в дневнике: «Волны моих песен льются над Англией...» В центре произведений Джонса народные массы, поднявшиеся для свержения эксплуататоров. В своем «Восстании Индостана» Джонс в поэтической форме показывает, что старый мир необходимо уничтожить, так как нет другого пути для строительства нового общества.

В 1848 — 1850 гг. из рабочей среды выдвинулся молодой поэт Джеральд Масси, автор таких произведений, как «Люди 48 года» и «Красный республиканец». В его стихах, как и в стихотворениях и поэмах Джонса, Панелла, Линтона, как лейтмотив проходила мысль о том, что, несмотря на поражение революции, борьба продолжается, что предстоят новые жестокие битвы за свержение тирании. Чартистская поэзия полюбилась английскому народу, и хотя буржуазная критика замалчивает литературу чартизма, ее традиции живы и по сей день.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Увеличение популярности чартистов и их достижения в борьбе за права английс ...
  • Расцвет рабочего движения в Англии
  • Зарождение чартистского движения в Англии
  • Создание первой независимой рабочей партии в Великобритании
  • Положение английского рабочего класса в кризисный период
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________