Англия накануне первой мировой войны

Англия накануне первой мировой войны
Англия накануне первой мировой войныАнглия вступила в новый, двадцатый век как первоклассная торговая и индустриальная держава. Несмотря на утрату промышленной монополии, превосходство в мировом товарообороте и некоторых отраслях промышленности оставалось весьма разительным. Так, например, в 1906 г. Англия экспортировала больше, чем Германия и США вместе взятые; в стране накануне мировой войны имелось 57 миллионов веретен, а во всей Европе лишь 43 миллиона. Со стапелей британских верфей в 1913 г. было спущено на воду различных судов общим водоизмещением в 1950 тысяч тонн, в то время как в Германии было построено 465 тысяч, а в США — 228 тысяч тонн. Иностранцы, попадавшие в Лондонский порт или деловые кварталы английской столицы, приходили к выводу, что популярные карикатуры, изображавшие «Джона Буля» отощавшим и приунывшим, пожалуй, не отражают действительности...

И все же прежнее монопольное положение отошло в безвозвратное прошлое; глубоко прав оказался Фридрих Энгельс, который еще в 1881 г. писал, что вскоре центр мировой промышленности переместится из Англии в США.

Индустрия США и Германии шла вперед куда более быстрыми темпами, их роль в мировой торговле неуклонно увеличивалась. Производство развивалось в этих странах на базе новой техники, а в Англии никак не могли наладить массовый выпуск многих изделий. Что касается производства средств производства, то оно росло в Англии все более медленно. В 1913 г. Англия значительно отстает от Германии по выплавке чугуна и стали, а от США и по добыче угля. В области машиностроения и станкостроения, в таких «новых» отраслях народного хозяйства, как электротехническая и химическая индустрия, автомобилестроение и производство искусственного шелка, отставание Англии чувствовалось особенно сильно. В 1907 г. доля «новых отраслей» в индустрии составляла всего 6,5%. В этих отраслях было занято 370 тысяч человек, в то время как в текстильном производстве работало 1250 тысяч.

В электротехнике или сборке автомашин широко внедрялись новые методы производства и изобретения. «... техника с невероятной быстротой развивается в наши дни», — писал В.И.Ленин. Но в Англии, где загнивание капитализма повлияло на технический прогресс раньше, чем в ряде других буржуазных стран, усовершенствования вводились довольно медленно. Так, изобретенный в Англии новый способ выплавки стали наибольшее распространение получил в странах континентальной Европы. Если в период между 1876 и 1900 гг. в Англии и США было запатентовано примерно одинаковое количество изобретений, то за следующие восемь лет в Америке число изобретений оказалось в три раза большим, чем в Англии. Первая американская промышленная выставка, открывшаяся в Лондоне в 1909 г., наглядно продемонстрировала, что Англия утратила, свое индустриальное преобладание.

Характерным фактом являлось некоторое изменение структуры английского экспорта. В начале XX в. вывоз из Англии растет, но он увеличивается не столько за счет промышленных изделий, сколько в связи с форсированием экспорта угля. По данным 1913 г., из Англии было вывезено машин на 37 миллионов фунтов стерлингов, а каменного угля — на 54 миллиона фунтов стерлингов. К началу мировой войны Германия перегнала Англию по вывозу машин, причем с 1906 по 1912 г. она увеличила его на 100%, тогда как Англия лишь на 20%.

Темпы роста всего английского экспорта непрерывно падают; даже в текстильной промышленности, казалось, имевшей обеспеченные рынки на Востоке, с 90-х годов стали наблюдаться явления застоя.

Планируете поездку в Лондон?

Борьба за рынки сбыта во многих случаях идет с успехом для конкурентов Англии. Если США, обладавшие емким внутренним рынком, не были тогда особенно опасным соперником то Германия развернула политику торговой экспансии. Этот, по выражению Ленина, «главный конкурент» Англии бил ее беспощадно своей превосходной техникой, организацией, торговой энергией. Именно так обстояло дело на рынках большинства стран Европы. В Италии, например, в 1880 г. английская торговля в пять раз превосходила германскую, а накануне мировой войны германский ввоз уже превышал английский. В России в 80-е годы по ввозу Германия лишь немного превосходила Англию, а в 1913 г. германский ввоз был уже в четыре раза большим. В Бельгии, Голландии, Румынии, Болгарии и некоторых других странах перевес также перешел на сторону Германии. Перспективы дальнейшей конкуренции с такими странами, как Германия и США, осложнялись для Англии тем обстоятельством, что она не была обеспечена многими видами сырья и продовольствия. Вследствие этого торговый баланс страны становился все более пассивным. Промышленное отставание Англии было явлением, связанным с переходом капитализма в монополистическую стадию, с наступившей эпохой империализма. Первые монополии, основанные на концентрации производства, стали возникать в Англии в 80 — 90-х годах XIX в. Развитие монополий имело место как в судостроительной и машиностроительной промышленности, так и в пищевкусовой и химической индустрии. Одной из первых монополий было Солт Юнион, возникшее в 1888 г. и включавшее 65 фирм. Это объединение контролировало 9/10 производства соли в Великобритании и к 1890 г. подняло цены на соль на 70%. Другим более прочным концерном оказалась компания Левер бразерс, поставившая под свой контроль к началу первой мировой войны 40 более мелких фирм. Крупными акционерными металлургическими обществами к началу XX в. являлись Болдуине, Бирдмор и т. п. В области химического производства крепли позиции компаний Браннер Монд и Нобель.

Для характеристики повысившегося удельного веса монополий в экономике и политике Англии особенно важен рост фирм Армстронг-Уитворт и Виккерс. В 1897 г. фирма Армстронг, на верфях которой работало свыше 20 тысяч человек, слилась с оружейной фирмой Уитворт; в 1899 г. Армстронг - Уитворт установили контроль над доками Стифенсона на Тайне. В те же годы последовательно усиливалась компания Виккерс, поглотившая предприятия Максим, Нэпировские верфи, создавшая филиал в Канаде и т. д. Накануне первой мировой войны Армстронг - Уитворт и Виккерс превратились в могучие интернациональные концерны при руководящей роли английских военных заводчиков и банкиров. Постройка нового броненосного флота Англии осуществлялась под давлением этой группы дельцов.

Процесс концентрации производства и создания объединений монополистического типа шел в Англии более медленно, чем в США, Германии и даже царской России. Так, в текстильной или металлургической промышленности существовало много тысяч небольших предприятий с самой допотопной техникой и незначительными оборотными средствами. Многие буржуазные ученые обращают внимание именно на это обстоятельство, объясняя им отставание Англии от США и Германии. Другие подчеркивают значение сохранившейся земельной ренты, в результате чего ряду шахтовладельцев и других капиталистов приходилось выплачивать изрядные суммы аристократам — собственникам земли и недр.

Истинные причины утраты промышленной монополии Англией вскрывает ленинская теория империализма. Обострение неравномерности в развитии капиталистических стран в эпоху империализма — закон, открытый Лениным, — наглядно подтвердилось упадком могущества старых капиталистических стран, и в первую очередь Англии.

Наличие огромных колониальных владений и длительное господство на мировых рынках обусловили то, что в Англии тенденция к загниванию и паразитизму обнаружилась раньше и с большей силой, чем в других странах. Английская буржуазия во многом утратила стимул к систематическому совершенствованию производства. Гигантские вложения в основной капитал в Англии были сделаны задолго до эпохи империализма. Они продолжали приносить крупные прибыли даже после того, как с гегемонией Англии на рынках мира было покончено. Происходило это в силу дальнейшего роста Британской колониальной империи в последней трети XIX в., в силу роста доходов от эксплуатации народов колоний. В эпоху образования финансового капитала банкиры Англии предпочитали помещать свои «избыточные» капиталы не в национальную промышленность, а в различные колониальные предприятия. Погоня капиталистов за наибольшими барышами приводила к тому, что Англия — первая финансовая держава мира — не находила средств на модернизацию многих обветшалых отраслей своей индустрии. В канун первой мировой войны ежегодные капиталовложения в английскую экономику были в два - три раза меньшими, чем капиталовложения в империю.

Весьма прибыльным представлялось, например, производить вложения в плантации или железные дороги Индии, используя ресурсы этой страны и дешевый подневольный труд ее народов. Разве стоило вместо этого рисковать идти на переоборудование каких-либо старых металлургических предприятий или строительство новых химических фабрик на родине? Размеры английских инвестиций в Индии достигли к 1914 г. значительной суммы в 380 миллионов фунтов стерлингов. Обладание Индией давало возможность и английским фабрикантам сбывать туда свою продукцию с немалыми прибылями. Накануне мировой войны около 2/б английского экспорта шло в колонии, а Индия среди всех заморских стран занимала первое место — туда направлялось 13% экспорта Англии.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Англия в конце XIX в. Отставание от основных конкурентов
  • Англия в годы ее промышленной гегемонии
  • Английский финансовый капитал
  • Интенсивный промышленный рост Англии в начале ХIХ века
  • Отставание в экономическом развитии Британии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 8/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________