Замки Плантагенетов. Замковая и усадебная архитектура XIII-XV в.в.

Замки Плантагенетов. Замковая и усадебная архитектура XIII-XV в.в.

Замки Плантагенетов. Замковая и усадебная архитектура XIII-XV в.в.В XIII столетии в Англии появляются концентрические замки, обладающие двумя линиями обороны. Территория такой крепости имела прямоугольный или квадратный план. По внешнему периметру она была обнесена приземистой, но крепкой стеной, взяв которую враг оказывался перед высокой внутренней стеной, и ему приходилось начинать все сначала. Помимо морально-психологического воздействия он подвергался массированному обстрелу со всех стен и башен. Считается, что идею подобной крепости принесли со Святой земли крестоносцы, которые посетили здешние неприступные твердыни рыцарских орденов. Но, как вы помните, двойная линия обороны наблюдалась уже в норманнских замках, где роль второй стены исполнял частокол на холме, окружающий двор с донжоном. Отныне донжоны почти перестали строить, а жилые и хозяйственные здания поместили внутрь второй стены.

Дополнительные сложности для врага создавали цилиндрические башни с машикулями. Снаружи подступиться к ним было почти невозможно, зато осаждающие весьма эффективно использовали подкоп. Множество башен удалось обрушить таким манером, тогда как известен лишь один случай успешного подкапывания донжона (Рочестер). Особое внимание уделялось воротам, миновав которые враг должен был преодолеть сложную систему подъемных мостов, опускных решеток и лестниц с узкими дверьми. Надвратные башни оснащались так называемыми «щелями смерти» - отверстиями в своде над проходом, через которые на головы штурмующим выливалась кипящая смола.

Несмотря на все эти ухищрения, замки XIII-XV вв., за исключением крепостей Эдуарда I в Уэльсе, далеко не всегда выдерживали осаду превосходящих сип противника. И уж совсем беззащитными они оказывались перед артиллерией, не оставившей камня на камне от многих сооружений той эпохи. Наиболее хорошо сохранились избежавшие осады «жилые» замки, которые строились начиная с XIV в. в подражание небольшим французским шато. На севере получили распространение так называемые сторожевые башни (pele tower), выполненные по шотландским образцам. В дальнейшем их легко приспособили под усадьбы, обнеся дополнительными строениями.

Частные покои постепенно отделялись от помещений для гарнизона. Последний состоял в основном из профессиональных наемников, далеко не всегда заслуживающих доверия хозяев, которые предпочитали, в отличие от норманнов, держаться подальше от своих соратников и слуг. Иногда феодалы возводили некое подобие норманнского донжона - одиноко стоящую башню, чьи стены, однако, не отличались прочностью.

Масштабную перестройку существующих королевских замков осуществил Генрих III, Возведенные им дворцы, как правило, имели план в форме буквы «Г», причем место длинной перекладины занимал Большой зал, а под прямым углом к нему примыкали жилые покои. На том конце зала, что соприкасался с покоями, устраивали помост, где во время приемов восседали король с королевой. На противоположном конце устанавливали расписную перегородку с арочными дверными проемами, а над ней - галерею для музыкантов. Двери в перегородке вели на кухню, в кладовую и другие служебные помещения.

Большой зал удалось удлинить после изобретения стропильной кровли и ригельной крыши. Его высота была значительной, по сравнению с ним двухэтажный корпус жилых покоев казался карликом. Зал обычно имел два ряда каменных колонн по всей длине, его стены покрывал прихотливый цветочный орнамент, появились двускатные стрельчатые арки с изгибом. С изобретением консолей своды превратились в отдельные произведения искусства, их украсила богатая деревянная резьба и скульптура. В епископских дворцах и университетских колледжах залы выделялись в самостоятельные здания. Они располагались посреди широкого двора, и вокруг них со временем вырастали другие здания. Проход во двор защищала укрепленная башня с воротами.

Первые усадьбы рождались там, где жилые покои разделялись на специализированные помещения: столовые, гостиные, спальни, библиотеки. К каждой из этих комнат предъявлялись свои функциональные требования, в соответствии с которыми вырабатывался декор. Например, матерчатые драпировки были неприемлемы для комнат, где люди ели, поскольку они сохраняют запах пищи, и штукатурка считалась более подходящим материалом. В гостиной имелся большой камин с навесом, из простого камня или из мрамора, меньшие комнаты отапливались жаровнями. Стены и двери обшивали деревянными панелями, в XV в. их узоры напоминали сложенные в складки полотна. Внешним признаком гостиных служили окна-эркеры, дававшие дополнительное освещение.

Солары - комнаты для уединения и отдыха - украшались бархатом и гобеленами и снабжались стрельчатыми застекленными окнами с геральдическими витражами. Полы выкладывались керамической плиткой со штампованными геральдическими рисунками. Преимущественно они застилались циновками, но кое-где встречались турецкие ковры, импортируемые из Италии.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Норманнские замки: Замковая архитектура XI-XII вв.
  • Великая эпоха строительства замков Великобритании
  • От древних замков к элегантным усадьбам
  • Замки Плантагенетов. Первые усадьбы
  • От городищ Уэльса до "многослойных" замков
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________