Детство в Лондоне в 17 веке / Часть 2

экскурсии в лондоне
Детство в Лондоне в 17 веке / Часть 2В век высокой смертности многие дети теряли одного или обоих родителей очень рано и воспитывались приемными родителями. Не" всегда вдовец или вдова находили достойного приемного родителя своим детям при потере супруга.

Родители из числа представителей среднего класса не жалели средств на воспитание и образование своих детей, и не только потому, что это было вложением средств в свое будущее. Мама с папой были рады тратить деньги на образование, обучение танцам, музыке, на приданое, потому что продвижение детей удовлетворяло их собственные социальные и экономические амбиции.

Хотя среди лондонских женщин грамотными было лишь около 48 процентов, все матери пытались чему- то обучать детей до семи лет, а затем они, независимо от социального положения семьи, определяли их в школу. Там их обучали грамоте по букварю и молитвеннику. Затем стали выпускаться специальные книги для обучения. В 1694 г. Дж. Г. выпустил книгу-игру для детей. В ней были большие поля, крупные буквы, простой язык и тексты, понятные ребенку. В 1700 г. из Франции привезли обучающие игральные карты.

Век, о котором мы ведем речь, был жестоким, и телесные наказания считались обычным делом. Мастера били слуг и подмастерьев, публичные порки устраивались беднякам в исправительных домах. Даже единственный сын невестки короля, принцессы Анны, Вильям, страдавший энцефалитом и с трудом державший равновесие, подвергался побоям отца, пока не сумел одолеть подъем по лестнице самостоятельно. Несмотря на свою болезнь, этот маленький мальчик любил находиться в компании солдат. Его родители были безутешны, когда он умер в возрасте 11 лет в 1700 г.; с ним похоронили надежду на установление протестантской династии Стюартов.

Однако более светлые умы пытались убедить родителей и учителей в бесполезности и даже вреде телесных наказаний. Локк замечал: "Из детей, которых часто бьют, редко выходят хорошие люди", а также: "Если детский ум слишком часто обуздывать и смирять, если чувства ребенка сломлены и подавлены слишком строгим отношением, он теряет свою силу и желание трудиться". Ханна Вулли убеждала нянек быть "ласковыми и любящими, не бить детей, потому что это явно не понравится родителям: плоха та мать, которая позволяет слугам дурно обращаться со своими детьми".

Локк так писал о порке: "Этот распространенный вид наказания, который является единственным, что могут придумать наставники, совершенно не подходит к идее образования". После бесконечных порок дети начинают ненавидеть то, что раньше принимали. В отношении своего сына сэр Эвелин предпочитал применять систему наград, побуждений, приемы соперничества и самодисциплины, а не физическое или словесное наказание. Бить можно, считал он, только за самые кошмарные преступления, например ложь. Дети должны бояться стыда и бесчестья, а не боли. Эти теории нравились все большему числу родителей среднего класса, заботившихся о будущем процветании своих отпрысков.

Тем не менее когда мальчики приходили из семьи в школу, они сталкивались часто с жестким обращением. Роберт Кэмпбелл, автор путеводителя по профессиям "Лондонский торговец", с отвращением обнаружил "ужасную традицию Вестминстерской школы - тиранию старших над младшими. Последние выступают в роли рабов - они должны относить и приносить что-либо, как спаниели, выполнять работу низких слуг в страхе быть избитыми своими старшими товарищами".

Жестокий мир взрослых не должен касаться детей. В ребенке следует воспитывать "отвращение к убийству или мучению живого существа". Полезно заводить домашних животных.
Локк приводит в пример мать, которая позволяла дочерям "заводить собак, птиц, белок, кого только те хотели".Маленькие девочки играли с куклами, которых, конечно, называли "дочками" или "малышами". Эта кукла одета в чрезвычайно модное полосатое шелковое платьице, снабженное детскими поводками, совсем как ее владелицание за животными, чтобы те не испытывали ни в чем нужды и не страдали от плохого обращения. Нарушение правил приводило к наказанию или лишению любимца. Таким образом, детям прививалось прилежание и хорошее обращение с животными".

Локк советовал родителям держать дочерей и сыновей подальше от слуг, которые своей "жалостью уменьшают власть отца и матери над ребенком, лишают силы их наставления". Дети могут усвоить дурные привычки - язык, грязные шутки и другие пороки, - о существовании которых они, может быть, никогда и не узнали бы". Однако отпрысков все же надо учить обходительности и щедрости к окружающим. Родители должны вырабатывать у них цивилизованные манеры и речь в общении и с равными себе, и с низшими людьми, например слугами.

Игрушки в Лондоне продавались на ярмарках и на улицах лоточниками, маленькие девочки играли с куклами (тогда называвшимися "дети" или "малыши"), которых им покупали на Варфоломеевской ярмарке. У мальчиков популярны были лошадь-палка и волчок. Локк считал верным, чтобы у ребенка была только одна игрушка: "Это учит детей бережливости, они боятся потерять или испортить свое сокровище, а обилие игрушек делает из них транжир и мотов". А вот что он говорил о покупных игрушках: "Красивый камушек, лист бумаги, материнская связка ключей и все, что угодно, неопасное для жизни, может развлечь маленьких детей не хуже дорогостоящих магазинных покупок, которые недолго разбить и испортить". Детей постарше, считал Локк, надо учить делать самодельные игрушки.

Во второй половине XVII в. нонконформйсты ратовали за чуткое отношение к детям. Квакер Вильям Пейн советует родителям "любить их мудро, поправлять, желая добра, никогда не бить в ярости и принимать во внимание возраст при наказании за проступки". Прогрессивные мыслители сравнивали ребенка с чистой страницей, где можно напечатать и хорошее, и дурное. Локк написал трактат для родителей, желающих "полагаться на собственный разумев воспитании потомства, а не на старые традиции",

Любящих родителей убеждали покупать больше игрушек, книг и одежды своим детям. На семейных фотографиях появились играющие малыши, а не маленькие леди и джентльмены в строгих позах. Но практика высылки младенцев в деревню не прекратилась. Дети продолжали проводить большую часть первых лет жизни вдали от дома: у родственников и у чужих людей, в качестве слуг и подмастерьев, .а также в различных школах.

Когда Самуэль Пеппс был подающим надежды молодым государственным служащим в Военно-морском департаменте, он решил вложить деньги в обучение арифметике, для чего нанял мистера Купера. Первый урок прошел хорошо: "После часа занятий я попытался выучить таблицу умножения, затем мы расстались до завтра". До этого Пеппс был учеником в самой престижной школе Святого Павла, но не приобрел там даже элементарных знаний. К концу столетия многие лондонские бесплатные (существовавшие на пожертвования) школы все еще не знали, придерживаться им привычных традиций или обратиться к новым учебным программам.

Идею профессионального обучения лучше всего осуществили в госпитале Христа, где была открыта математическая школа для обучения навигационным наукам. Захарий Конрад фон Уффенбах так описал ее: "В помещении стояло несколько шкафов со стеклянными дверцами. В них можно было найти глобусы, математические инструменты. Также я видел довольно большие модели кораблей, замечательно сделанные; их можно разбирать и собирать, так что дети видят все части изучаемого предмета. В большом шкафу у двери располагалось около четырехсот книг по математике".

Хотя в Лондоне имелись хорошие бесплатные школы - Вестминстер, Чартер-хаус, Святого Павла и купца Тейлора, - обеспеченные люди стремились посылать сыновей в частные академии, где применялось индивидуальное обучение. Двенадцатилетний Чарльз Верни, посещая школу миссис Моланд в Хекни, преуспел в науках, и его дядя Ральф Палмер передал ему письмо и посылку: "Дорогой племянник, ты подаешь большие надежды, хорошо ведешь себя и усердно учишься, поэтому, мне кажется, заслуживаешь поощрения. Книги, которые я посылаю тебе, прими в знак моей признательности. Нет нужды просить тебя прочитать их - я знаю, ты извлечешь из них максимальную пользу. Когда мы в следующий раз увидимся, я заполню весь твой шкаф книгами, полезными для занятий. Не сомневаюсь, что со временем ты станешь гордостью семьи, а также принесешь пользу как себе, так и своей стране.

В то время как у мальчиков был шанс получить хорошее образование, поступив в Оксфорд или Кембридж, для девочек достойное образование было редкостью. Ханну Вулли это обстоятельство просто возмущало. "Я не могу не пожаловаться на небрежность родителей, не обращающих внимания на развитие своих дочерей, посылающих своих пустоголовых сыновей в университет. Они там находятся только для того, чтобы вызубрить малопонятные им определения и затем вести бесполезные споры", - в ярости говорит она.

В "Справочнике настоящей леди" Ханна советует девочкам: "Спешите в школу, отпросившись со всем почтением у родителей. Не задерживайтесь по дороге и не прогуливайте занятий. Не забывайте ничего дома: ни книжки с тетрадками, ни перчатки с носовыми платками. Не отвлекайтесь на бесполезную болтовню в школе: не шумите, дабы не беспокоить учительницу и одноклассников. Старайтесь писать красиво, чисто и без ошибок. Храните ручки, не проливайте чернил и не пачкайте ими свою или чужую бдежду и пальцы".

Считалось, что девушку следует обучить искусству ловить мужа, а никак не обращать ее излишней образованностью в "синий чулок", после чего она останется старой девой и обузой для семьи. В деревенских  школах-интернатах дочери дворян и среднего класса учились каллиграфии, счету, приготовлению пищи, ведению хозяйства, рисованию, музыке, танцам и вышиванию. Девушки из высшего общества могли также заниматься французским языком, но никак не греческим и латинским. Из них воспитывали "декоративных жен". И так сильно это было выражено, что феминистка Мэри Астелл обращалась к женщинам с вопросом: "Как вы можете быть довольными жизнью тюльпана в саду, красивого, но бесполезного?"
Детям бедняков бросали подачку в виде благотворительных школ, которые они посещали с 7 до 14 лет. Обнищание народа в Лондоне и угроза общественному порядку со стороны неуправляемых масс нищих вызывали серьезные опасения. В благотворительных школах для бедных девочкам и мальчикам внушали избегать "сквернословия, хулиганства и вымогания денег" - типичных пороков их социальной среды. Богатые люди хотели быть уверенными в том, что дети рабочих, крестьян и мелких лавочников превратятся в послушных слуг. Им всю жизнь будут напоминать об их подчиненном положении.

Реформам общества и морали способствовало возрождение религии. Англиканская церковь хотела отвоевать у атеизма души бедняков. Общество Христианского Просвещения, основанное в 1699 г., ставило своей целью создание благотворительных школ "в каждом приходе Лондона и окрестностей". Начали с разваливавшихся приходов, где присутствие англиканской церкви ощущалось слабо. К 1704 г. появилось 54 школы, где обучались 1386 мальчиков и 745 девочек.

Ученики благотворительных школ снабжались форменной одеждой. Из "Отчета о методах основания и управления благотворительными школами" очевидно, что основной причиной ее введения была необходимость следить за поведением воспитанников на публике. "Дети носили шляпы, ленты, одежду со знаками принадлежности к определенной школе. По ним воспитатели и все окружающие узнавали их на улице и в обществе". Родителей убеждали отправлять ребят в школу "причесанными и умытыми, чтобы они никого не оскорбляли своим видом, а также подавать хороший пример, содержа их в чистоте и дома".

В благотворительных школах занятия проходили с 7 до 11 и с 13 до 17 часов летом, с 8 до 11 и с 13 до 16 часов зимой. Дети изучали религиозные каноны, фа- моту, основы арифметики, "необходимые для подмастерьев и слуг". Девочки эти занятия заменяли уроками шитья. В школах детям давали работу: "одним - строгать дерево, другим - чинить и делать обувь, шить, вязать и т. д.", так что у них не оставалось сомнений в своем предназначении. Три раза в году были каникулы, но ни в коем случае не во время Варфоломеевской ярмарки, "чтобы дети не перенимали дурных привычек и не причиняли ни себе, ни другим вреда". Неудивительно, что при такой чрезмерной опеке и частых телесных наказаниях прогулы становились обычным делом, и единственным лекарством от них была угроза исключения из школы.

Многие лондонские дети вообще не получали образования, не умели даже читать и писать. Эти были выходцы из очень бедных семей. Жизнь заставляла их с раннего детства заботиться о своем выживании. У них был один путь - воровать.

Если где и можно было получить блестящее образование, так это в так называемых диссидентских академиях. Они не просто давали зачатки знаний инакомыслящим, они вели иное обучение - более широкое, чем в государственной школе, контролируемой церковью. Юный Дефо, например, вначале жил в такой академии в Доркине, а в 16 лет поступил в академию Чарльза Мортона в Ньюингтон-Грин. Здесь Дефо освоил пять языков, изучил арифметику, геометрию и астрономию, философию, риторику и логику, географию и историю, прослушал курс политологии.

Посетите страницу: Туры в Англию

Как нонконформист, Дефо не мог попасть в Оксфорд и Кэмбридж. Неудивительно, что он ратовал за появление Лондонского университета, основанного на коллегиальной системе: "Почему Лондон не имеет своего университета? Неужели он не достоин стать центром науки? Знание не причинит нам вреда, и тот, кто доживет до дня основания университета, поймет, насколько умнее станут наши дети". Его идея не была востребована до XIX в., когда Лондонский университет-колледж стал первым учебным заведением подобного рода, принимавшим и римских католиков, и иудеев, и нонконформистов. А пока Чарльз Мортон становится первым вице-президентом Гарвардского колледжа в Новой Англии, а 19-летний Дефо вступает в мир работы и бизнеса, как и многие его сверстники, чье детство закончилось.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Детство в Лондоне в 17 веке / Часть 1
  • "Бесплатное" государственное образование обходится родителям в £22 0 ...
  • Рекордное количество родителей оштрафовано за школьные прогулы своих детей
  • В Лондоне зафиксировано рекордное число детей, поступающих в начальную школ ...
  • Новейшая история образования в Великобрритании
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________