Смерти в Лондоне в 17 веке / Часть 1

туры в лондон
Смерти в Лондоне в 17 веке / Часть 1"Дознавательницы" приходят туда, где лежит покойник, и выясняют причину смерти.

Колокол пробил девять раз - короткая пауза, еще 36 перезвонов. Значит, умирал 36-летний мужчина. Слышал ли он известие о собственной кончине? Колокол, звучавший по нему, значил для бедняги меньше, чем для живущего в непрерывном потоке дел и забот прихода: "Стук твоего сердца - это всего лишь последний удар колокола". Его можно было услышать много раз за день, звонившего шесть раз при кончине женщин и три раза - при смерти ребенка и сопровождавшего каждый уход отсчетом отпущенных покойнику лет.

Слова похоронной службы: "В середине жизни мы принадлежим смерти" - никогда не звучали так актуально, как в этот век. Смертность среди людей всех социальных слоев была выше, чем в предыдущем столетии. Лондон не мог поддерживать численность населения без помощи иммигрантов. В мир иной уходили не только старики. Около 30 процентов всех смертей приходилось на людей намного моложе 50 лет. Мужья теряли молодых жен, дети - матерей, матери - детей. Эпидемия лишала семью за несколько дней сразу нескольких человек. Тысячи детей и подростков никогда не становились взрослыми. 20-30-летние кормильцы семей были удивительно уязвимы. Болезни являлись частыми гостями в каждом доме. Смерть всегда была поблизости. Лекарства не предотвращали ее. Лихорадка утром вполне могла окончиться смертью вечером. Простой порез или сломанная кость вызывали инфицирование и кончину. Особенно свирепствовали эпидемии оспы. Было очень трудно уговорить священника проводить в последний путь жертву смертельной болезни - он слишком боялся заразы.

Жизнь становилась просто прелюдией к смерти. Постоянное посещение похорон родственников, друзей и соседей заставляло живых ежедневно ожидать своей кончины и заботиться о духовном приготовлении к встрече с Богом. Даже у людей из светского общества записи в дневниках отражают желание сохранить чистую совесть и частое обращение к Всевышнему. Люди верили в загробную жизнь.

"Наша жизнь очень коротка, она исчезает, как тень, . и увядает, как цветок в поле; есть много ничем не подтвержденных предположений, что после смерти нет ничего, или есть что-то, но далеко не такое хорошее, как жизнь, - утверждало одно из пособий по подготовке к смерти. - Сейчас мы называем смертью уход из этого мира, но если бы, будучи вне его, мы убедились в совершенстве следующего, нам бы следовало назвать смертью приход на грешную землю".

В постреформаторском мире появилась потребность в упразднении Чистилища. Теперь живые не были вправе освободить умерших от грехов, читая молитвы об их душах. Эта беспомощность вылилась в тщательно проводимые ритуалы похорон, призванные смягчать горе покинутых родственников и друзей.

Духовность начала тесно связываться с материализмом. Погребения стали доходным бизнесом, привлекавшим дельцов. Первым оказался лондонец Вильям Бойс, открывший похоронное бюро в 1675 г. Вильям Рассел, художник и гробовщик, проявил завидную предприимчивость.

Похороны горожан превратились в доходный бизнес, и уже первые профессиональные гробовщики предлагали в рекламных объявлениях для этого обряда все необходимое - от саванов до проката траурных одеянийной коллегии в 1689 г. Коллегия организовывала похороны благородных людей, соблюдая все правила. Знать была недовольна расходами на все это и вскоре освободилась от обязанности принимать подобные услуги. Теперь Вильям Рассел платил членам коллегии за посещение определенных погребений, которые он устраивал. Он захватил наибольшую часть всего бизнеса. Остальные следовали за ним в кильватере.

Средний похоронных дел мастер был не кем иным, как здравомыслящим столяром и краснодеревщиком, который оптом закупал все необходимое для погребения. Точно так же оформитель покупал готовый гроб и предоставлял то, что приходилось приобретать гробовщику. И мастер, и оформитель занимались одним делом - организацией похорон. Рекламные карточки, украшенные усмехающимися черепами, окутанными саваном телами, костями и катафалками, описывали их функции. Недостаточно было просто раздать карточки, наилучшей рекламой считалось хорошее проведение похорон. Кучерам, лакеям и другим слугам платили за предупреждение о предстоявшей или уже случившейся смерти. Предприниматели стремились заполучить как можно больше клиентов, а потому давали подобные объявления: "Елизар Мэлори, столяр в Гробнице Белой Башни рядом с улицей

Красного Льва, делает гробы, саваны, покровы и другие вещи, необходимые для похорон, по разным ценам".

Чума наводила ужас, потому что она означала смерть в одиночестве, так как больных запирали дома в неумелой попытке избежать распространения инфекции. Навестить и помолиться с умирающим считалось религиозным и социальным долгом. Люди любого достатка и даже дети видели много смертей до прихода их очереди. Постоянное присутствие при отходе в мир иной знакомых рождало покорность перед лицом смерти, но не умаляло горя. Отчаяние иногда можно найти в качестве причины кончины в списках умерших. Некоторые женщины безутешно оплакивали мужей, которых сильно любили.

Родители горевали по своим малышам тем сильнее, чем больше они проживали вместе. Детям устраивали почти такие же пышные похороны, как и взрослым. Младенцев, умерших до похода в церковь их матерей, хоронили завернутыми в белые пеленки (державшиеся на лентах или булавках), в которых малышей крестили. Даже мертворожденные - не приобщенные к церкви и миру через крещение - получали достойное погребение, хотя и на северной стороне кладбища вместе с самоубийцами, казненными преступниками и изгоями. Закон для акушерок гласил: "Если какой-либо ребенок родится мертвым, проследите, чтобы его похоронили в месте, недоступным для ежей, собак и других животных... ни за что не позволяйте выкинуть его в переулке".

Последствием чумы стало появление так называемых "дознавательниц" - пожилых женщин, которых нанимал приход для исследования трупов и выявления причины смерти. Лондонский галантерейщик Джон Траунт, родоначальник статистики как науки, писал: "Когда кто-нибудь умирает, это узнают "дознаватель- ницы" по звону колокола или от могильщика. Они (древние матроны, присягнувшие своему делу) приходят туда, где лежит покойник, и, осмотрев тело, решают, от какой болезни или по какой иной причине человек умер, затем дают отчет приходскому служащему".

Предлагаем Вам туры в Лондон.

По их докладам исправно составлялись еженедельные списки умерших. В 1678 г. правительство приняло постановление, обязывающее хоронить умерших в шерстяных саванах, ссылаясь на необходимость поддержки отечественного производителя; за неподчинение устанавливался штраф в 5 фунтов. Так как эта сумма составляла лишь малую часть затрат на приличные похороны, многие представители высшего и среднего класса могли себе позволить нарушение постановления. Некоторые лондонцы, возмущенные требованием властей, указывали в завещании свое желание быть похороненными только в холщовом одеянии. Не осознавая того, государство создало целую новую индустрию по производству готовых принадлежностей для похорон. Предприниматели не упускали своей выгоды. Француз Генри Миссон, увлеченный исследователь английских традиций, связанных с похоронами, рассказывает следующую историю: "Существует акт парламента, по которому покойников должны хоронить в шерстяном саване. Запрещается использование шелка. Изготовление похоронных одеяний составляет отдельный вид производства, и многие занимающиеся этим делом не продают ничего, кроме саванов и покровов, так что погребальную одежду всегда можно найти в продаже на любой размер и на любой кошелек".

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Смерти в Лондоне в 17 веке / Часть 2
  • Смерти в Лондоне в 17 веке / Часть 3
  • Болезни 17 века в Лондоне / Часть 3
  • Деторождение в Лондоне в 17 веке / Часть 2
  • Фотоновости: На месте строительства железнодорожной ветки в Лондоне найдены ...
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________