История английской моды

История английской моды
История английской модыХотя Париж все еще остается законодателем моды, Лондон является настоящим раем для покупателей.


Ткани были дорогие, поэтому люди всячески старались продлить гардеробу жизнь. Одежду латали, перешивали, подгоняли по размерам. Большинство лондонцев довольствовалось обносками, переходящими из рук в руки. Одним из преимуществ работы палача была возможность снимать с казненных людей одежду и весьма выгодно ее продавать. Ведь любой уважающий себя преступник, идя на виселицу, облачается во все самое лучшее. Сбыть поношенные вещи можно было очень легко. Их с удовольствием покупали, не задумываясь, откуда они взяты, все слои лондонского общества, за исключением, может быть, самых богатых.

Лондонцы испытывали страсть к красивой одежде, т. к. придавали своему внешнему виду огромное значение. "Женщины только и заботятся о том, как бы нарядиться, — писал Сезар де Соссюр. — По-моему, они и на улицу-то выходят исключительно ради того, чтобы покрасоваться в новом платье, а совсем не ради прогулки". То же можно сказать и о посещении театров, концертов и других общественных мест. Даже в церковь многие модницы ходили с такой же целью: "Как часто ты посещаешь церковь?" — "Раза два в год или чаще, когда муж дарит мне новую вещь". — "Т1о- чему ваши походы в церковь зависят от того, есть ли у вас новая одежда?" — "Хожу других посмотреть, себя показать да еще посмеяться над теми, кто приходит туда, чтобы помолиться".

Но наряжаться любили отнюдь не только женщины. В Лондоне появилась особая порода женоподобных мужчин, помешанных на моде. Их можно было встретить в театрах, кофейнях, парках, где они особенно любили бывать весной. Их внешность отражала все последние веяния моды. Эти джентльмены выделялись в своих кричащих одеждах на фоне остальных мужчин, носивших обычно простую неброскую одежду.

Люди не упускали случая посмеяться над этими щеголями. Феминистка Мэри Астелл презрительно описывает одного из них: "Его зеркало помогает ему справиться с комплексами. Оно его лучший друг, около которого он проводит массу времени, рассматривая свои прыщи. Они дня него хуже рака. Здесь он поправляет парик, пудрится, приводит себя в порядок. Эти дела составляют большую часть его дневных занятий. Когда наконец все одето и можно отправляться пообедать, он спускается вниз, источая аромат, словно парфюмерный магазин".

Том Браун видел таких людей в театре, куда они приходили, только чтобы привлечь к себе восхищенные взоры дам: "Это же настоящее посмешище. Он просидел весь спектакль, как статуя, не шелохнувшись, из страха, что съедет парик".

Еще один сардонический комментарий мы слышим от Неда Уорда: "Безвкусно одетые молодцы мельтешат взад и вперед, используют руки не по прямому их назначению, а только чтобы подержать свою шляпу или поправить парик".

Его ужасно "забавляли их манерность, напыщенность, их огромные шляпы и табакерки, постоянное ощупывание прически и шпаги".  Лондонские щеголи все утро проводили за туалетом, тщательно себя украшая, а едва выходили на улицу, в благодарность за все свои "страдания" слышали крики уличных мальчишек: "Французская собака!" 

Идя по улице, щеголь любой национальности рисковал услышать вслед обидное прозвище "французская собака".

Лондонцы встречали друг друга по одежке. В "Басне о пчелах" Бернард де Мандевилль описал картину в двух словах: "Главное в человеке — это красивый наряд, особенно когда вы с ним еще незнакомы. Ведь по одежде можно судить и о вкусе, и о толщине кошелька ее владельца. Именно поэтому человек, имеющий хоть каплю собственного достоинства, всегда старается одеться чуть лучше, чем ему дозволяет его положение".

Вскоре это подражание стоящим выше на социальной лестнице превратилось во всеобщую манию. Иностранцы с трудом могли отличить людей разных рангов. "Честолюбивые женщины, которых волнует только их внешний вид, носят дорогие шелка и другие мыслимые и немыслимые предметы туалета", — писал Гай Мьеж. Причем разодеться стараются и жены уважаемых граждан, и служанки, поэтому становится "трудно отличить одну от другой".

Закон, ограничивающий приобретение предметов роскоши, ушел в прошлое. Будучи еще начинающим служащим Морского ведомства в 60-х гг. XVII в., Са- муэль Пеппс уделял очень много внимания своему гардеробу, тратя на одежду гораздо больше, чем его жена. Чтобы одеться с головы до ног, он ежемесячно выкладывал немалую сумму, которую специально копил. Подсчитав, например, в октябре 1663 г. свои затраты, он, к своему огорчению, обнаружил, что "был в этом месяце одет на 431 фунт хуже, чем в прошлом; тогда я выглядел на 7 601, а сейчас на 7 17]. Теперь я увеличил расходы на себя и сократил на жену, потратив 551 и 121 фунт соответственно. Я приобрел себе бархатный плащ, два новых костюма, новый кафтан с золотыми пуговицами, новую шляпу и много других вещей. Надеюсь, теперь мне долго не придется выкладывать столько денег на одежду, ведь надо еще на что- то питаться (кстати, на еду в этом месяце ушло 1101). Зато теперь я смогу зарабатывать гораздо больше, чем мне это удавалось, когда я одевался как бродяга".

В 1665 г. он заплатил 24 фунта стерлингов, что составляло половину годового дохода семьи среднего достатка, за "кафтан — лучший, что я надевал за всю жизнь". Через 4 года он уже щеголял золотистыми кружевными рукавами — отличительной чертой джентльменского одеяния. Тогда ему дали понять, что он зашел слишком далеко и забыл свое место.
К началу нового века, пока консерваторы вроде Джона Эвелина тосковали по прошлому, в котором женщины одевались менее экстравагантно, прогрессивные умы общества в лице, например, Бернарда де Мандевилля рьяно защищали частный порядок, называя его двигателем общественного прогресса и роста всеобщего благосостояния. "Амбиции и стремление к роскоши, — утверждал Мандевиль, — способствуют успешной торговле". Действительно, лондонцы были весьма расточительны, но именно транжиры способствуют росту благосостояния любой страны.

Лондон превратился в подиум, где непрерывно шел показ моделей, все старались перещеголять друг друга. Это дало мощный толчок развитию обрабатывающей промышленности. Мандевиль пишет: "Даже жена беднейшего из рабочих квартала предпочитает остаться голодной, но купить себе одну юбку или платье, пусть даже они будут подержанными и совсем ей не к лицу. Каждый трудяга, будь то портной, ткач, сапожник или парикмахер, заработав первую сколько-нибудь приличную сумму денег, спешит одеться так, чтобы производить впечатление состоятельного человека... Но постепенно этого им становится мало, и они принимают образ жизни более обеспеченных слоев общества. И вот уже исчезает разница между преуспевающим владельцем небольшой мастерской и купцом. Тогда жена купца, которая презирает этих заносчивых ремесленников, сбегает на другой конец города в более престижный район,' где начинает старательно перенимать все привычки его обитателей. Аристократы, в свою очередь, возмущены и напуганы высокомерным поведением купеческих жен и дочерей, посмевших нарядиться так же, как леди из высшего общества! Этот наглый Сити, кричат они, просто невыносим. Они теперь начинают еще тщательнее следить за модой, чтобы, как только дерзкие выскочки передразнят их, иметь наготове новый фасончик".

Женщины не знали меры, когда дело касалось гардероба. Именно поэтому Даниель Дефо советует преуспевающим торговцам быть очень осторожными при выборе жены. Пожилой Джон Эвелин ужаснулся, узнав цену приданого невесты. Его дочери, несомненно, гораздо интереснее, чем ему, читать составленный ею словарь, где давался полный список вещей, необходимых в то время дня гардероба модницы. Еще менее Джон Эвелин хотел знать, во сколько он обходился.

На всех портретах, создававшихся в тот период, женщину изображали в undress, легком халатике — вроде пеньюара, который накидывали поверх платья. А чтобы получить представление о том, что же женщины того времени в действительности носили, появляясь на людях, вам придется обратиться к письменным источникам. Французы отмечали, что англичанам уж очень полюбился этот вид negligee. "Даме необходимо платье! — восклицал герой одной из пьес тех лет. — Ведь она же раздета!" А Том Браун пишет, что видел на улице женщин "древнейшей профессии, одетых только в ночные рубашки на голое тело, может, из-за отсутствия верхней одежды, может, чтобы показать, что они на работе".

Предлагаем Вам ознакомиться с разделом:Экскурсии по Лондону.

Сначала undress носили только дома. Но постепенно он превратился в разновидность будничной одежды, во что-то вроде плаща или туники и получил название "мантия" (от фр. "manteau" — плащ, дамское пальто). Такая мантия была открыта спереди, обнажая украшенный вышивкой и кружевами корсет. И лиф мантии, и корсет имели V-образную форму с вершиной на талии. Пряжку на ремешке или поясе иногда украшали драгоценными камнями. Юбка была присобрана сзади таким образом, что немного приподнималась, а из-под нее выглядывала контрастирующая с ней по цвету и фасону нижняя юбка, часто с оборочками. С появлением новых видов тканей, выбор которых был огромен, изменилась и мода, появились новые фасоны одежды. Гугеноты в Спитлфилдз начали производство очень дорогих шелков. В результате возник запрет на ввоз французских шелков на территорию Англии, что не могло не отразиться на рынке моды. Рукава мантии длиной три четверти руки заканчивались длинной двойной оборкой, свисающей до запястий. Их можно было отстегнуть и постирать отдельно.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Мода и лондонские магазины 17 века / Часть 2
  • Мода и английские монархи
  • Мода и лондонские магазины 17 века / Часть 1
  • Рабочий район Сити / Часть 3
  • История британской моды: важные вехи
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 1/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________