Суеверия в Лондоне 17 века / Часть 2

Суеверия в Лондоне 17 века
Суеверия в Лондоне 17 века / Часть 2В Англии все еще бытовало мнение о том, что протестантизм тождествен свободе. "Папизм и рабство - это все равно что грех и смерть, т. е. второе является прямым следствием первого" - считал Да- ниель Дефо.

После треволнений середины XVII в. английскому национальному духу стало свойственно избегать фанатизма во всех его проявлениях. Из всех появившихся в период междуцарствования сект только квакеры - называвшиеся так, потому что трепетали при одном упоминании имени Бога (англ. quake - дрожать), - заняли прочную позицию в жизни нации. Квакеры утверждали, что раз ими управляет дух, они не нуждаются в услугах священников. Их отказ снимать шляпы в присутствии вышестоящих лиц, признавать титулы и звания, их настойчивое желание обращаться по-простецки на "ты" с сильными мира сего - все это делало их опасными для общественного спокойствия; их считали анархистами. Их простота отражалась в их образе жизни, мебели и одежде. Они избегали языческих и католических ритуалов любого рода, вплоть до изменения названий дней недели: вместо "воскресенье" (англ. Sunday, sun - солнце) они говорили first day - первый день и т. д. Их харизматический лидер Джордж Фокс совершал много исцелений больных, посягая даже на королевскую прерогативу исцеления золотухи. За их дерзость стараться быть непохожими на других квакеры стали самым преследуемым меньшинством 1660-х и 1670-х гг.

Преследования предопределили будущее этого Общества друзей. Проведя многие годы за решеткой за свои убеждения, Джордж Фокс и его собратья стали убежденными приверженцами отказа от насилия. Они научились быть предельно собранными и организованными. Эта привычка к порядку, взаимопомощи постепенно превратила их в преуспевающих бизнесменов. Лишенные возможности получить университетское образование и не имеющие прав присягать, а значит, стать свободными гражданами (это препятствие было устранено постановлением от 1708 г.), квакеры стали воплощением альтернативного, практического метода зарабатывания себе на жизнь. Их не допускали в привилегированные отрасли, но зато они могли производить мыло и шоколад. А для финансирования этих новых предприятий им нужны были банки. Барклиз и Ллойдз имели квакерские корни. Материальный успех уравновешивала филантропия.

Для людей любых религиозных убеждений Бог присутствовал везде. Причиной несчастий, вроде Великой чумы и Лондонского пожара, считали гнев Божий на греховную жизнь граждан. После эпидемии чумы 1665 г. автор знаменитого "Дневника" Джон Ивлин объявил "торжественный пост во всей Англии в знак признания Божьего наказания чумой и войной". А через год пожар навеял ему следующую мысль: "Этот день объявил начало всеобщего Великого Поста, дабы стяжать смирение в это тяжкое время, после ужасного пожара, эпидемии и войны, самых жесточайших из всех возможных наказаний, но которые мы, несомненно, заслужили своей огромной неблагодарностью, мерзкой похотью, распутством, скверным и отвратительным образом жизни". До середины XVIII в. в Англии было принято объявлять дни всеобщего поста, дабы смягчить Гнев Божий.

В конце XVII в., благодаря существующему убеждению о том, что, если человек не исправится, Бог обрушит свой гнев на всю Землю, в Англии родились новые организации - "Общество исправления нравов" и "Общество по распространению знаний о христианстве". Они утверждали неприятие случайности несчастий или объяснение преступлений социальными или экономическими причинами. Главным назначением официальных отчетов Ньюгейтского тюремного священника было доказать, что добродетель всегда вознаграждается, а порок не остается безнаказанным. Снова и снова злодеи грешили против законов нравственности: они не чтили субботу, богохульствовали и развратничали, пьянствовали и т. д. И поэтому они должны умереть. В результате протестантской реформации люди отвергли сверхъестественные решения жизненных проблем, предложенных средневековой церковью, которая не принимала технические или медицинские достижения. Постепенный отказ от "мистики" сделал этот процесс неизбежным. До 1700 г. мир считался механизмом в руках Божиих. Но в умах людей медленно, но верно происходил сдвиг. Хотя он и не случился за одну ночь. Люди очень неохотно оставляли веру в провидение. С другой стороны, Королевское общество отказывалось принимать истины на веру, без доказательств, и настраивало на практическом опыте, проверке всего.

Хотя образованные классы больше не верили в черную магию и больше не преследовали ведьм в суде, эта тема все еще была популярна. И даже в конце 1704 г. в Лондоне газета сообщала: "Сара Гриффит, жившая на чердаке на Розмари-лейн, долгое время считалась нехорошей женщиной... Соседские дети впадали в непонятные психические припадки, с ними случались приступы рвоты, их тела принимали странные позы; многих пугали призраки-коты, вдруг появлявшиеся и также исчезающие. Все это заставляло окружающих бояться ее. Пока дьявол (который всегда предает доверившихся ему) не открыл всю правду. Когда Сара пошла в магазин, подмастерье отпустил в ее адрес какую-то остроту, и она поклялась отомстить. Хозяин магазина на самом деле, спустившись ночью, увидел в помещении беспорядок. Местные ребята решили взять дело в свои руки. Молодой человек с несколькими сопровождающими увидел Гриффит рядом с Нью- Ривер-Хэд. Они договорились испытать ее, бросив в реку, т. к. слышали, что если она поплывет, то это будет знаком, подтверждающим, что она ведьма. Не долго думая, они исполнили свое намерение. Как пузырь, выпущенный под водой, стремится вверх, так и эта ведьма, как только ее кинули в воду, всплыла пробкой на поверхность. Выбравшись на берег, она обещала, что обидчики дорого заплатят за свою проделку. И тут же один из них почувствовал странную боль в руке и увидел, что там появилась черная метка от ее хватки. Вскоре молодой человек умер".

Наша компания предлагает Вам Туры в Лондон.

Таким образом, в обществе еще долго тлел уголек веры в колдовство после того, как огонь веры уже был потушен. Но уже к концу XVII в. веру в чудеса считали пережитком, т. к. росли города, делались новые научные открытия, а человек все больше утверждался в своем всесилии. Людьми стало легче управлять. Прогресс в сельском хозяйстве, обусловленный во многом необходимостью прокормить все увеличивающееся население городов, означал, что люди полагались все больше на практический опыт и все меньше на суеверие. Люди отчаянно пытались читать природу, предсказывать погоду. Больше не гадали, чтобы найти пропавшие вещи, используя для этого более земные методы, например объявления в прессе. Рационализм побеждал мистицизм. Хотя все же медицина развивалась крайне медленно и люди продолжали верить в гороскопы.

Но зато многие уже были уверены, что счастья предстоит достичь самому, что оно не зависит от суеверий и случайностей. Например, люди могли застраховать свою жизнь от несчастных случаев. Как ни парадоксально звучит, но термин "совпадение" - означающий близость случайных разнородных событий - вошел в употребление именно во времена, когда наука стала пытаться объяснять существование вероятностей. И в этом новом дерзком мире о Боге все чаще начнут забывать.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Проституция и порок в Лондоне / Часть 3
  • Преступления и наказания в Лондоне / Часть 6
  • Проституция и порок в Лондоне / Часть 2
  • Проституция и порок в Лондоне / Часть 1
  • Охота на ведьм и колдовство в средневековой Шотландии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________