Маршруты по Лондону: «Доки и небоскребы» (район Докландс)

Маршруты по Лондону: «Доки и небоскребы» (район Докландс)
Тематические маршруты для самостоятельных прогулок по Лондону:

Маршрут «Доки и небоскребы» (район Докландс)

Маршруты по Лондону: «Доки и небоскребы» (район Докландс)Выдвигаться - на станцию метро Bank или на станцию Tower Hill, от которой совсем близко находится станция Tower Gateway железнодорожной линии Docklands Light Railway (DLR).

По линии DLR надобно ехать в сторону конечной станции Lewisham. Линия пересекает (по направлению к легендарному Гринвичу, который в Англии произносится «Гринич») весь бывший портовый район, некогда располагавшийся на острове Isle of Dogs (произносится «Айл оф догз»). Это название - будто бы происходит от того, что в эпоху Тюдоров на этом темзовском полуострове был устроен зверинец (первоначально для королевских охотничьих собак).

Споры о реальном происхождении названия Isle of Dogs имеют многовековую историю. Согласно наиболее распространенному среди нынешних лингвистов мнению, название имеет не английское, а нижненемецкое (в современных категориях — нидерландское) происхождение — от словечка dijk (которым обозначались мшистые, илистые берега Темзы). Со временем «европейский» корень трансформировался в диалекте кокни в хотя и понятную местную «собаку» — но тем самым утерял смысл. Еще одна версия - исходное название звучало как Isle of Ducks (то есть «Утиный остров»).

DLR проходит под Темзой, выходить на улицу имеет смысл на станции Maritime Greenwich/Cutty Sark. Любителям пешеходных прогулок рекомендую покинуть метро на станции Island Garden и пересечь Темзу по старому пешеходному туннелю, который также выведет вас к Cutty Sark. «Катти Сарк» - так называется единственный в мире сохранившийся на данный момент чайный клипер, который был построен в середине IX века и нашел себе пристанище в сухом доке Гринвича. К сожалению, он сильно пострадал от пожара в 2007 году, и реставрация, которая сейчас проводится, стоит многие миллионы фунтов.

Предлагаем ознакомиться с разделом сайта: Экскурсии по Лондону.


История

Бывший портовый район Докландс (буквально: «доковые земли») имеет площадь около 20 кв. км. Некогда это был очень важный торгово-перевалочный пункт не просто британского, но и мирового значения. Центральные причалы и торгово-складские комплексы были отстроены знаменитой West&East India Company. Со временем тут возник настоящий город в городе — со сложной системой улочек, каналов, мостиков, шлюзов, километровых складских фасадов и т.д. Вокруг доков и верфей выросли поселения портовых работников и их семей. Из-за экономических кризисов (особенно в 30-е и 60-е годы XIX века) местные жители сильно обнищали, а кварталы получили репутацию опасных. После затяжной классовой борьбы (особенно памятна забастовка Dock Strike 1889 года) положение портовиков улучшилось.

Однако из-за того, что возникло слишком много малых профсоюзов, которые не могли друг с другом договориться, администрации удавалось действовать по принципу «разделяй и властвуй». Лишь в 40-е годы XX века лейбористскому правительству удалось отменить действовавший и тогда еще статус портовых работников как поденщиков, переписать персонал и ввести минимальные тарифные ставки оплаты труда - для тех, кто ежедневно регистрировался в портовых конторах. Теперь стали оплачиваться и те дни, когда работы в порту не было (по не зависящим от работополучателей причинам).

В период «Blitz» (в Англии так называют бомбежки германской авиации с 1940 по 1945 год - а заодно и всю Вторую мировую войну) Докландс были предсказуемо частой целью воздушных налетов из Северной Германии и Нидерландов. После 1945 года порт был быстро отстроен заново, но с вопиющим пренебрежением к инфраструктурно-транспортным переменам и требованиям новой эпохи.

Уже в 1950-е годы начался необратимый регресс лондонского портового бизнеса (причин было много и разных). После отстройки контейнерного порта в Тилбури (26 миль вниз по Темзе) значение Докландс сошло на нет. В порту наступила тишина, доки и склады уже не простаивали, но разваливались. К 1980 году в Докландс были заняты не более 3 тысяч человек (в 1967 году – 50 тысяч). Isle of Dogs стал гигантской пустошью, которая занимала 12% площади Лондона.

Порт как памятник. И как Сити

В конце 1970-х годов правительство санировало исторический район вокруг St. Catherine's Dock (HS5, примыкает к знаменитому Тауэрскому мосту). После ремонта фасады старых складов и других портовых построек были объявлены памятниками и взяты под защиту государства. Не в последнюю очередь из-за политики Маргарет Тэтчер (или благодаря ей?), Докландс стал целью и местом нового инвестиционного бума. В 1981 году здесь возникла London Docklands Development Corporation (LDDC), вскоре была проложена DLR, потом отстроены Billingsgate Market, City Airport, новые станции метро и другие инфраструктурные объекты.

Ныне, стараниями LDDC, Докландс стали собственно Сити Лондона, то есть банковско-финансовым центром Британии (и не только ее). В здешних офисах работает основная часть банкиров. А в былом, историческом Сити (в кварталах вокруг исторического Бэнк оф Инглэнд) остались по большей части репрезентативные здания.

В целом в Большом Сити (то есть вместе с Докландс) сейчас работают свыше 300 тысяч человек. Здесь расположены офисы свыше 600 банков (почти 550 из них - иностранные), то есть в два раза больше, чем в Нью-Йорке. В Европе Лондон как финансовый центр по-прежнему не знает себе равных. Достаточно сказать, что Сити «в одиночку» обеспечивает около 20% британского ВНП.

Проблема Докландс в резком контрасте между уровнем жизни финансовой олигархии Лондона, с одной стороны, - и все более беднеющего «исконного населения» портовых районов - с другой. Рядом с социальными хрущобами (council houses) «коренных» лондонцев выросли навороченные дома «нью-инглишей», квартиры в которых стоят так сумасшедше дорого, что их не могут позволить себе и большинство лондонских банкиров.

В начале 1990-х годов, когда лопнул очередной биржевой пузырь, Докландс на пару лет пришли в упадок. Строительство новых офисов было заморожено, много банкиров уволено. К тому же в 1996 году Докландс стал ареной ирландских террористических разборок, IRA взорвала бомбу в Канари-Уорфе. Но рецессия и уныние длились недолго и сменились новым бумом, еще более биг-бэнговым.

После прихода к власти лейбористского правительства Тони Блэра Докландс (и особенно – лежащий впритык к ним Гринвич) стали ареной новой пиаровской атаки под слоганом Cool Britannia. Несмотря на недовольство лондонской «интеллигенции», блэровцам удалось отстроить здесь ряд помпезных и претенциозных сооружений.Особенно плохую репутацию в прессе заработал (известный и в России) Millennium Dome в Гринвиче, который даже вызвал сакраментальное «нот амьюзд» и со стороны королевской семьи (что, вообще говоря, происходит редко и почти исключительно - со стороны принца Чарлза, известного своей приверженностью к традиционной архитектуре). Впрочем, о вкусах - не спорят. Докландс живет своей собственной, иногда парадоксальной жизнью. В последние годы он привлекателен и для яхтсменов, аквалангистов и серферов, которые развили здесь собственную, интересную инфраструктуру.

Определяющим и господствующим элементом Докландс является 244-метровая башня Canary Wharf Tower, по адресу: 1 Canada Square, станция метро Canary Wharf (такая же - по линии DLR). Архитектор - Сизар Пеллис, 1991 год. К сожалению, вход в этот небоскреб широкой туристической публике заказан (официальная причина - борьба с терроризмом). После того как сюда (со старой доброй Флит-стрит) переехали редакции газет «Дейли телеграф» и «Индепендент», здание получило кличку Vertical Fleet Street.

ОСОБЫЙ СОВЕТ

Если у вас есть время и интерес к подобным сооружениям, обратите внимание на архитектуру станции метро Canary Wharf (по линии Jubilee Line). В Лондоне она считается удачной работой модного архитектора Нормана Фостера, в авангардном industrial design. Однако на собственно Isle of Dogs лучше ехать на DLR: она проходит выше и обзор лучше.

ОСОБЫЙ СОВЕТ

Если у вас останутся время и силы, погуляйте по знаменитой пешей тропе Greenwich Foothpath, с ее своеобразным туннелем (проложен в 1902 году). Но помните: с одной его стороны 88 ступеней, а с другой все 100, так что реалистично оценивайте свои силы. Впрочем, здесь есть и лифт, он работает с понедельника по субботу с 7.00 до 19.00, а по воскресеньям с 10.00 до 17.30.

Достопримечательности Докландс

Портовый музей Warehouse 1

АДРЕС: West India Quay, Hertsmere Rd, E 14, станция West India Quay (по линии DLR).

www.museumindocklands.org.uk.

Пн.- сб. 10.00-18.00;

Вс. 12.00-18.00.

Вход до 16 лет бесплатный, для взрослых £5.

Музей открыт в 2002 году, стоимость строительства: £6,5 млн. Экспозиция рассказывает об истории Темзы с римского периода, о колониальной экспансии Англии, кораблестроении и портовом бизнесе. Пять этажей, красочная мультимедийная технология вызывает интерес даже у малых детей. Примечательна интерактивно модернизированная панорама Rhinebeck Panorama (1810).

 

Ферма Mudchute City Farm

АДРЕС: Pier St., E 14, станция Mudchute (DLR) 500 м к востоку от метро.

Отсюда - рукой подать до Сити. А в восточной оконечности парка Millwall Parks расположена овечья ферма - специально для городских любителей мирной, сельской жизни. Англичане вообще неравнодушны к овцам - и в воскресные дни тут полно детей разного возраста. Вплоть до 1957 года в Mudchute переносился ил и прочие портовые шлаки Докландс. Слово Mud по-английски и обозначает «ил, грязь», a chute возводится к французскому chuter («поскользнуться, шлепнуться»).

 

Парк Island Gardens – Greenwich Park

Станция Cutty Sark (DLR).

Отсюда открывается прекрасная панорама на Лондон и окрестности. Ранее здесь были королевские охотничьи угодья (в том числе для пресловутой охоты на лис, с шумными собачьими сворами).

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Городские фермы Лондона
  • Район Доклэндс (Docklands)
  • Маршруты по Лондону: Экскурсия в лондонский зоопарк
  • Район железнодорожной станции Тотенем Корт Роуд сильно преобразится
  • Рейтинг популярности станций лондонского метро
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________