Преподавание науки для социальных работников Великобритании

Преподавание науки для социальных работников Великобритании
Преподавание науки для социальных работников ВеликобританииПервые преподаватели профессиональных курсов для социальных работников, будучи известными деятелями благотворительного движения, не ограничивались только чтением лекций. В ходе занятий они проводили дискуссии, устраивали конференции, на которых обсуждали специальные проблемы и останавливались на наиболее трудных практических задачах.На этапе перехода от модели ученичества к профессиональному образованию основным дидактическим приемом стало обучение студента в процессе практической деятельности, которую направлял и контролировал опытный наставник — супервизор.

Чаще всего таким наставником являлся секретарь районного отделения общества организованной благотворительности, который к концу XIX в. стал оплачиваемым социальным работником. Студент же, проходивший практику в благотворительной организации, выполнял функции вспомогательного персонала.В более поздний период роль практики меняется. Ее начинают сравнивать с исследовательской работой в лаборатории, которую проводят студенты естественных факультетов университета. Однако студенты, изучавшие социальную работу, сталкивались с реальной жизнью, которая значительно отличалась от условий, создаваемых в научных лабораториях для учебных целей. Для того чтобы практика стала действительно обучающей, требовались специальные усилия.Э. Макадам указывает на три основных принципа, которыми следует руководствоваться в целях научной организации учебной практики: во-первых, требуется установить связь практической деятельности студентов с теоретическими курсами; во-вторых, дать студентам возможность наблюдать за деятельностью опытных специалистов в области социальной работы; в-третьих, вводить специализацию только после того, как изучены общие основы социальной работы, т.е. специализация не может заменять освоение базовых компонентов профессиональной деятельности. Эти принципы выдержали проверку временем и остались актуальными и сегодня.На протяжении всей первой половины XX в. главенство практики в процессе подготовки социальных работников признавалось безусловным и не подвергалось сомнению. В то же время раздавались призывы к развитию других методов обучения. Так, например, X. Бозанкет писала, что студентов необходимо учить творчески мыслить, а не просто повторять то, что делает опытный социальный работник.

Большое разнообразие туров находится в разделе: Экскурсии по Лондону.

Усваивая опыт, накопленный работниками обществ благотворительности, студенты должны развивать свои творческие профессиональные способности. Идеальным может считаться такой студент, который все подвергает сомнению и в ходе обучения продвигается от решения простых задач к работе с комплексными социальными проблемами, требующими высокой ответственности и профессиональной компетентности.Вопрос о содержании образования социальных работников организаторами первых профессиональных курсов решался по-разному. Одни приветствовали включение в программы обучения социальных наук, психологии, статистики и других научных дисциплин, отмечая их позитивное влияние на формирование кругозора и профессиональной осведомленности будущих специалистов. Другие не видели в этом необходимости, считая социальную работу чисто прикладным занятием, не требующим теоретического обучения.Э. Макадам, сравнивая состояние образования социальных работников в США и Великобритании в начале XX в., отмечала, что в Англии оно не приобрело того профессионального своеобразия, которое было характерно для американской системы обучения. По- мнению исследователя, это произошло из-за того, что ответственность за подготовку социальных работников в Британии была передана университетам гораздо раньше, чем в США. В учебных планах подготовки английских социальных работников больше внимание уделялось теоретическим курсам, привычным для содержания университетского образования. Э. Макадам приводит перечень предметов, которые обычно включались в учебные планы первых школ социальной работы в Великобритании.

В них предполагалось пять следующих теоретических разделов:

1) исторические предпосылки возникновения социально-экономических проблем;
2) современное состояние социально-экономической жизни в стране;
3) методы экономического исследования и анализ экономических данных;
4) принципы и методы социальной политики, законы производства, типы и функции органов местного государственного управления и добровольных социальных организаций;
5) философские вопросы социальной помощи, социальные принципы, цели, идеалы и пр.

По мнению автора обзора, преобладание теоретических курсов привело к тому, что практической стороне подготовки английских социальных работников стало уделяться недостаточно внимания. В дальнейшем эта проблема неоднократно обсуждалась, а вопрос включения курсов социальной политики и социальных исследований был решен в пользу признания их высокой ценности для приобретения социальными работниками высокой квалификации и профессионального статуса.Однако часто оказывалось, что социальным работникам, получившим солидное теоретическое образование, для вступления в профессию все же не хватало практического опыта. Для его приобретения они нередко обращались в профессиональные ассоциации.В целом развитие системы образования социальных работников нельзя представить в виде поступательного процесса. В истории развития профессионального образования социальных работников в Великобритании наряду с прогрессивными периодами были времена неопределенности, сомнений, отступлений и регресса, которые привели к неоправданно большому разнообразию в схемах подготовки специалистов, просуществовавших до конца XX в.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • История развития образования социальных работников
  • Компетентностный подход в образовании работников в Англии
  • Прочие программы обучения специалистов в Англии
  • Состояние образования социальных работников между Первой и Второй мировыми ...
  • Компетентностный подход в образовании социальных работников в Великобритани ...
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________