Проблемы образования социальных работников в конце 1940-х — конце 1970-х в.в.

Проблемы образования социальных работников в конце 1940-х — конце 1970-х в.в.
Проблемы образования социальных работников в конце 1940-х — конце 1970-х в.в.В профессиональном образовании конца 1940-х — конца 1970-х гг. отразились характер, организационная структура и особенности практики социальной работы Великобритании. Э.Янгхазбенд писала, что в послевоенное время образование носило такой же фрагментарный характер, как и сама социальная работа.Подготовка социальных работников продолжала находиться вне системы высшего образования, а типы присуждаемых дипломов были чрезвычайно разнообразны. Это мог быть сертификат или диплом без степени, ученая степень бакалавра или магистра гуманитарных или экономических (естественных) наук. Могли быть и другие варианты. Однако не только в обществе, но и в среде практиков социальной работы было широко распространено мнение, что для этой деятельности ученая степень не является обязательной. Зачастую социальную работу рассматривали как ремесло, не требующее особых интеллектуальных способностей или аналитических умений.

Исторически сложилось так, что социальные работники играли подчиненную роль при профессионалах интеллектуальных профессий и считались «маргиналами от профессии». Возможно, поэтому социальная работа долгое время занимала низкий статус в академической среде, а необходимость ведения в социальной работе научно-исследовательской деятельности подвергалась сомнению.Образовательная традиция, сформировавшаяся в Великобритании, позволяла зачислять на курсы профессионального обучения абитуриентов, не имевших академической базы, соответствующей профилю социальной работы. В то же время колледжи очень редко принимали во внимание полученное ранее профильное образование и неохотно сокращали обязательный двухлетний курс обучения до одного года.Требования к образовательному минимуму для поступающих на отделения социальной работы в Великобритании обычно не были высокими.

Воспользуйтесь нашими предложениями по проведению экскурсий по Лондону.

Данные историков показывают, что абитуриенты факультетов и отделений социальной работы имели наименьшее количество отличных оценок по сравнению с теми, кто поступал на другие специальности.Отличительной чертой структуры образования социальных работников было то, что учебные заведения могли предлагать сразу несколько возможных вариантов обучения специалистов. Каждая из этих программ проходила отдельную аккредитацию Центрального совета по образованию и подготовке социальных работников. Обычно количество принимаемых студентов было небольшим. Данная ситуация могла оказывать на результаты подготовки специалистов двойственный эффект: с одной стороны, способствовать возникновению тесного контакта между преподавателями и студентами, что является, несомненно, положительным моментом; а с другой — порождать замкнутость образовательного пространства, местечковость и снижать уровень требований.Ориентация образовательных программ на подготовку кадров для государственных социальных служб привела к установлению тесной связи университетов с указанными социальными агентствами. Это способствовало эффективной практической подготовке студентов. Положительную роль играло и то, что преподаватели обычно имели опыт работы в социальных учреждениях и могли выступать в качестве социального работника в системе социального обеспечения (как, впрочем, и обратно). В то же время преподавание социальной работы как теоретической дисциплины имело определенные недостатки. Многие преподаватели не имели ученой степени и не занимались научно-исследовательской деятельностью.

Это ставило их в невыгодную позицию по сравнению с преподавателями других теоретических дисциплин и выводило за рамки академического сообщества. Так, М.Динерман, изучив состояние 30 образовательных программ в Великобритании конца 1970-х гг., приводит интересные данные о соотношении преподавательского состава с учеными степенями и без. Среди преподавателей, читавших теоретические курсы по дисциплинам, смежным с со циальной работой, половина имела степень магистра или доктора, а половина — степень бакалавра. Среди тех, кто читал курсы по социальной работе, диплом магистра имели только 23 % преподавателей, а 37% — не имели никакой степени вообще.

Причины подобной ситуации многообразны. Одна из них состоит в том, что большинство образовательных программ изначально не были ориентированы на подготовку выпускников с ученой степенью бакалавра или магистра. Существование на протяжении многих лет различных уровней подготовки и разнообразных типов дипломов, которые выдавались выпускникам после окончания профессионального образования, создавало дополнительные трудности в развитии социальной работы как науки.Другая причина — мультидисциплинарность социальной работы, которая основывалась на многих гуманитарных науках, начиная от психологии и социологии и заканчивая экономикой и медициной.

Теоретическая база социальной работы сложилась достаточно поздно. До сих пор многие исследователи обвиняют социальную работу в отсутствии четкой научной основы, называют ее прикладной деятельностью, отказываются относиться к ней как к самостоятельной науке. Большинство учебников, которыми пользовались английские студенты, были написаны американскими учеными.Высокий уровень развития социальной работы в США повлиял на формирование данной профессии во многих странах мира. Не секрет, что это часто приводило к некритичному заимствованию американского опыта, который не был типичен для стран с иными культурой, историей, методами оказания социальной помощи, ценностями, стереотипами поведения и мышления. Например, в 1970-е гг., следуя американской традиции социальной работы, британские учебные заведения профессионального образования широко рекламировали и предлагали студентам курсы психотерапии. В связи с этим встал правомерный вопрос о целесообразности подобных программ обучения, тем более что в дальнейшем выпускники обычно работали в местных департаментах социального обеспечения и не могли широко применять психотерапевтические методики.В содержании подготовки социальных работников в Великобритании того времени также излишне много внимания уделялось кейс-работе, которая предполагала выполнение специалистами консультативных функций. Однако в Великобритании чаще требовались не консультанты, а специалисты, хорошо владеющие знаниями законов и социальных прав нуждающихся, а также сведениями о доступных социальных ресурсах. Нельзя отрицать, что услуги психоконсультантов требовались какой-то части населения. Но все же в Великобритании социальная работа в целом складывалась как деятельность, осуществлявшаяся в рамках государственных служб социального обеспечения.

В функции специалистов этих учреждений не входило углубленное изучение эмоциональных проблем клиентов или тонкостей их межличностных взаимоотношений, как это было принято в психоконсультировании, широко распространенном в США.Еще один негативный момент профессионального образования — отсутствие в содержании обучения социальных работников дисциплин и курсов, посвященных научно-исследовательской деятельности. Это препятствовало развитию академического статуса социальной работы как интеллектуальной профессии.В двухтомном труде, посвященном состоянию социальной работы Э. Янгхазбэнд приводит данные о развитии профессионального образования специалистов в 1950—1975 гг. Исследовательница считала, что к началу 1950-х гг. должная система обучения социальной работе еще не сложилась. Профессиональное образование все еще находилось в зачаточном состоянии. По мнению Э. Янгхазбэнд, главное чему должны научиться студенты в процессе обучения, — применять теоретические знания на практике. Однако этому как раз и не учили будущих социальных работников.Э.Янгхазбэнд дала свою периодизацию развития образования социальных работников в Великобритании. Во время первого этапа, оказавшегося достаточно продолжительным (первая половина XX в.), определялись основные задачи и содержание теоретических курсов, которые читались будущим социальным работникам в университетах. Основные дебаты касались того, насколько академичными или профессионально ориентированными они должны быть. Исследовательница считала, что в ходе этого периода было два позитивных момента. Во-первых, социальные работники так и не смогли заставить университетских профессоров сузить содержание читаемых дисциплин до потребностей практики. Курсы социальных наук остались базовыми, вводными и допрофессиональными по своему характеру. Во-вторых, в среде университетских преподавателей наметился положительный сдвиг.

Они постепенно приходили к осознанию необходимости серьезной теоретической подготовки социальных работников и важности профессионального обучения наряду с классическим образованием.Второй этап развития профессионального образования, продолжавшийся примерно 10 лет (с 1950 по 1961 г.), Э. Янгхазбэнд назвала периодом борьбы за введение в университетах программ обучения обобщенной практике кейс-работы (generic casework).Третий этап развития образования исследовательница связала с началом подготовки социальных работников широкого профиля в ряде учебных заведений Великобритании. С этой целью в колледжах непрерывного образования и на вечерних (extramural) отделениях университетов были открыты двухлетние курсы обучения. С течением времени количество учащихся на этих курсах возросло, а студенты стали сочетать изучение социальных наук в университетах с профессиональной подготовкой в практикующих социальных агентствах.Таким образом, в основу периодизации образования социальных работников в Великобритании Э. Янгхазбэнд положила решение вопроса об объединении различных специализаций в профессию. Естественно, что образование, возникнув в условиях разделения социальной работы на специализации, повторяло существующую модель. В то же время нельзя забывать и ту роль, которую профессиональное образование сыграло в формировании единого образа социальной работы.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Современная система образования социальных работников в Англии
  • Единый план обучения социальных работников в Великобритании
  • Состояние образования социальных работников между Первой и Второй мировыми ...
  • Компетентностный подход в образовании социальных работников в Великобритани ...
  • Преподавание науки для социальных работников Великобритании
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________