Компетентностный подход в образовании социальных работников в Великобритании

Компетентностный подход в образовании социальных работников в Великобритании
Компетентностный подход в образовании социальных работников в ВеликобританииМежду знанием специалистом теорий, т. е. его теоретической готовностью, и умением применять полученные знания, нет прямой связи. Процесс образования социальных работников как раз и направлен на то, чтобы связать изучение теории с умением использовать научные знания на практике. Многие исследования, посвященные анализу деятельности социальных работников, показывают, что они в недостаточной степени опираются на теоретические знания, часто полагаются на свой житейский опыт, здравый смысл или советы старших коллег. В связи с этим социальным работникам требуется такое образование, которое бы позволяло им компетентно действовать на основе профессиональных знаний, методов и ценностей.В основе определения базовых компетентностей, необходимых социальному работнику для эффективной профессиональной деятельности, лежит знание того, что должен делать специалист на практике. Понятие «компетентность» представляет собой сочетание знаний и умений, способностей и опыта, мотивации и личностных характеристик специалиста, характеризующее высокую степень готовности к профессиональной деятельности. Установление ведущих компетентностей, в свою очередь, влияет на организацию процесса обучения в высшем учебном заведении, которое должно обеспечить выпускников необходимым уровнем готовности для деятельности на профессиональном уровне. Для этого содержание обучения должно включать базовый перечень компетентностей, которые осваивают студенты в ходе профессионального образования.

Английский в Англии от лучших учебных заведений.

В 1980-е гг. в Великобритании начался пересмотр программ обучения специалистов по социальной работе, который привел к введению в 1991 г. новой квалификации — «Диплом социального работника». Реформа образования была вызвана неудовлетворительным состоянием практики, о чем свидетельствовали неоднократно повторявшиеся случаи смерти пожилых людей и детей, оставленных социальными работниками без помощи, а также ситуации, когда психически больные, отпущенные преждевременно из больниц без соответствующего профессионального сопровождения, наносили непоправимый вред окружающим.В этот период вышел целый ряд публикаций, посвященных совершенствованию профессионального образования социальных работников. Многие авторы выступали за необходимость введения компетентностного подхода, который бы обеспечил необходимый уровень готовности специалистов. В связи с этим были пересмотрены учебные планы и содержание образования.

По мнению ученых, практическая компетентность современного социального работника должна складываться из трех основных элементов: знаний, умений и профессиональных ценностей. Об этом в свое время писала Э. Янгхазбенд. Она была убеждена в необходимости интеллектуального развития студентов и формирования профессионального воображения (imaginative consideration). Их сочетание позволяет социальным работникам лучше понять проблемную ситуацию и быстрее найти необходимое решение. Причем в этом процессе должны быть задействованы не только знания и умения, но и такие профессиональные чувства, как толерантность, принятие, эмпатия и пр.В современных образовательных стандартах, касающихся подготовки британских социальных работников, представлено содержание, которое должны включать учебные программы. Это содержание является базовой основой формирования компетентности социального работника. В сферу знаний входит освоение представлений о цели социальной работы, ее основных методах и моделях, о теориях развития личности и причинах противоправного/ девиантного поведения, об источниках и формах дискриминации и пр.

Для эффективной практической деятельности специалистам необходимо знание законов, процедур и национальных стандартов социального обеспечения, юридической системы и системы наказаний, принципов и методов индивидуальной, групповой и общинной социальной работы, способов эффективного общения и многое другое. Структура содержания умений, осваиваемых в ходе образования, детерминируется структурой профессиональной деятельности социальных работников и включает: умения анализа, интерпретации, постановки целей, общения, применения санкций и использования законов, работы в команде, проявления ответственности, проведения самооценки и рефлексии и многое другое.Однако простое перечисление знаний и умений, которое содержится в образовательных стандартах, дает лишь самое общее представление о профессии социального работника. Знания и умения закрепляет Этический кодекс, являющийся сводом профессиональных ценностей. Их воплощение на практике служит достижению гражданских прав клиентов и строится на принципах уважения и достоинства личности, неприкосновенности, конфиденциальности, социальной справедливости, ответственности, равных возможностей, расового и тендерного равенства и прочего.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Компетентностный подход в образовании работников в Англии
  • Современная система образования социальных работников в Англии
  • Единый план обучения социальных работников в Великобритании
  • Интеграционные проблемы социального работника в Англии
  • Проблемы образования социальных работников в конце 1940-х — конце 1970-х в. ...
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________