Непревзойденный Дягилев и его Лондон

В 1911 году лондонский зритель был покорен русским балетным искусством. «Русские сезоны» посетили британскую столицу. Театральные залы рукоплескали великим танцовщицам Матильде Кшесинской в «Лебедином озере» и Анне Павловой в «Жизели». Вдохновителем и организатором замечательного действа был Сергей Павлович Дягилев - русский импресарио, коллекционер, издатель, театральный деятель.
Потомственный дворянин, окончивший юридический факультет Петербургского университета, Сергей Павлович вскоре понял, что главным его предназначением является искусство. Исследователь творческой биографии Дягилева А. Соколов-Каминский писал: «Талант... Дягилева проявился не сразу и был особого свойства; начало было положено коллекционированием, тяга к которому обнаружилась во время заграничных путешествий... Дягилев приобрел за рубежом ряд картин, старинную мебель, бронзу; выбор подтверждал отличный вкус...»
Сергей Павлович решил направить свои усилия на пропаганду художественного, театрального, вокального и балетного творчества. Начало Русским сезонам - ежегодным концертам и спектаклям, открывавшим Западу достижения русского искусства - было положено в 1906-1908 годах.
Балет впервые появился в «Сезонах» Дягилева в 1 909 году. Значительный успех был достигнут благодаря хореографу Михаилу Фокину. В составе Сезонов принимали участие выдающиеся танцовщицы А. Павлова, Т. Карсавина, И. Рубинштейн, В. Нижинский, М. Фокин. Спектакли оформляли замечательные русские художники А. Бенуа, Н. Рерих, К. Коровин, Л. Бакст, Е. Смирнова, С. Федорова, А. Больм, А. Головин и другие.
Когда «Сезоны» прибыли в Лондон, труппа была явлением не эпизодическим, а сформировавшимся, как казалось ее организаторам, и постоянным. После Монте-Карло, Рима и Парижа выступления в британской столице были приурочены к коронации Георга V. Сенсационный успех Карсавиной и Нижинского был тогда подтверждением надежд Дягилева. Но Фокин, по мнению Сергея Павловича, выступал «ниже своих возможностей».
Как отмечал исследователь творческой биографии Дягилева А. Соколов-Каминский: «Сезон 1913 года по сути завершил первый, наиболее результативный период деятельности антрепризы, произведшей переворот на Западе в отношении к русскому искусству. Оно утвердилось в общественном сознании как передовое, изобилующее новыми, даже революционными художественными идеями. Зарубежного зрителя привлекали также ценности старого, традиционного искусства, в исполнении русских вновь обретавшие живость и глубину».
Создание на постоянной основе труппы из блистательных артистов неизбежно требовало не только творческих изысканий, но и достойного обеспечения их «хлебом насущным». И - началась череда изматывающих гастролей по городам Европы и Америки. В этот раз - ставка была сделана на танцовщика и хореографа Большого театра Леонида Мясина.
В Лондоне в 1919 году с успехом прошли спектакли с участием Л. Мясина «Волшебная лавка» на музыку Дж. Россини с оформлением А. Дерена, «Треуголка» на музыку М. де Фальи с оформлением Пикассо. Но потом Дягилев назначил хореографом труппы талантливую Брониславу Нижинскую, которая поставила после этого много значимых спектаклей с участием известных русских танцовщиков и оформителей.
«В последние годы Дягилев утратил былой всепоглощающий интерес к балету, сосредоточившись снова на коллекционировании, собирал раритеты - автографы, редкие издания, особенно все, что было связано с Пушкиным, - писал Соколов-Каминский. - Умер Дягилев в Венеции (в 1929 г., в возрасте пятидесяти семи лет) и там же был похоронен». После его смерти антреприза не прекратила своего существования. Она продолжила традиции славных Дягилевских сезонов. И в наше время Лондон приветствует артистов русского балета.
Справочник по Великобритании » Русские в Лондоне
________________________________________________________________________
Материалы по теме:
Оцените данный материал:

У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!