Лифрь - живой памятник Дягилеву в Лондоне

Лифрь - живой памятник Дягилеву в Лондоне

Лифрь - живой памятник Дягилеву в ЛондонеБудущий знаменитый танцовщик, педагог, главный балетмейстер Парижской оперы Лифарь Серж (Сергей Михайлович) предстал пред очи всесильного и влиятельного С. Дягилева в 1923 году, в возрасте восемнадцати лет, по рекомендации своего педагога Б. Нижинской. Дягилев искал молодые таланты, поэтому его сразу заинтересовал Лифарь, он даже попытался попробовать его в качестве хореографа. Серж вскоре стал фаворитом знаменитого и влиятельного импресарио.

В 1925 году Лифарь исполнил ведущую партию Борея в балете «Зефир и Флора» на музыку В. Дукельского с хореографией Л. Мясина. Исследователь творческой биографии артиста А. Соколов- Каминский писал: «Танцы неокрепшего новичка не могли быть удовлетворительны. Удачнее выступил Лифарь на премьере "Матросов" с музыкой Ж. Орика и хореографией Мясина... Занятия с Н. Легатом, а после ухода того - с П. Владимировым помогали преодолевать недостатки образования». Успех пришел к Лифарю на сцене лондонского театра «Колизеум» в 1925 году, где он, в качестве ведущего танцовщика, выступил в балете с хором «Барабо» на музыку В. Риети. С тех пор Лифарь принимал участие почти в каждой новой премьере. Биограф отмечал, что для молодого артиста «процесс превращения в эрудированного классного профессионала был быстрым. Недостаток школы возмещался смелостью и самоуверенностью - привилегированное положение тому способствовало...»

Лифарь не гнушается даже проходными ролями, в частности, такими были роль Разносчика телеграмм в спектакле «Пастораль» Ж. Орика в Театре Сары Бернар и роль моряка Тома Гужа в спектакле «Триумф Нептуна» Д. Бернерса в лондонском театре «Лицеум» в 1926 году. Правда, оба спектакля были поставлены легендарным Баланчиным. Партнершами Сержа по сцене в разные времена были Карсавина, Данилова, Спесивцева, Л. Чернышева и другие.

«Сезон 1929 года был заключительным в истории дягилевской труппы, - писал А. Соколов- Каминский. - Положение фаворита обязывало и оказалось непростым для Лифаря. Психология выскочки победила. Зазнайство, бахвальство, лживость расцвели, да так, что оттолкнули покровителя». Далее последовала смерть знаменитого импресарио, а Лифарь «в драматической жизненной ситуации обнаружил завидный практицизм». Он обосновался в парижской «Grand-Opera» и спустя короткое время возглавил балет Парижской оперы. С тех пор он неоднократно бывал в Лондоне: и на гастролях, и в частных поездках, и в качестве приглашенного хореографа и балетмейстера. До конца своих дней он остался верен дягилевским «Русским сезонам». «Как ни парадоксально, - отмечал биограф, - Лифарь оказался самым живым памятником Дягилеву - его энергии, вкусу, безошибочности выбора, умению менять чужую судьбу...» Серж Лифарь умер в Швейцарии в 1986 году. Ему шел девяносто первый год...

Педагог С. Лифаря, сестра В. Нижинского, знаменитая танцовщица и балетмейстер Бронислава Фоминична Нижинская после окончания Петербургского театрального училища в 1908 году оказалась в кордебалете Мариинского театра вместе с братом Вацлавом. Они оба участвовали в дягилевской антрепризе, исполняли различные, в основном классические, партии и роли. В 1911 году балерина, в знак солидарности с уволенным братом, покинула Мариинский театр. Исследователь творческой биографии Брониславы Фоминичны А. Соколов-Каминский писал: «Особенностью биографии Нижинской являлось то, что с первых шагов артистка оказалась тесно связана с самыми значительными художественными явлениями своего времени в танце - с хореографией М. Фокина и антрепризой Дягилева. По сути, она оказалась в гуще событий балетной жизни - там, где создавалось новое хореографическое искусство XX века».

После увольнения из Мариинского театра Нижинская исполнила партию Вакханки в балете «Нарцисс» с музыкой Н. Черепнина и хореографией М. Фокина, роль Уличной танцовщицы в балете «Петрушка» на музыку И. Стравинского, с оформлением А. Бенуа и хореографией М. Фокина. В 1921 году Нижинская покинула Россию и начала работать в «Русском балете» Дягилева вначале в качестве танцовщицы. Прославленный импресарио, поверивший в ее талант, сделал Нижинскую основным постановщиком в «Русском балете». Большим успехом пользовался в Лондоне в конце 1921 года спектакль «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского, с возобновленной Б. Нижинской и Н. Сергеевым хореографией. Не менее удачными для балетмейстера и хореографа Нижинской оказались дивертисмент «Три Ивана», балеты «Свадьба Авроры» и «Павильон Артемиды».

Исследователи творческой биографии утверждают, что 1924 год стал для Брониславы Фоминичны наиболее плодотворным и успешным, временем расцвета ее творчества как хореографа. Нижинская поставила замечательные балеты «Искушение пастушки, или Любовь-победительница» с музыкой М. Монтеклера, «Милочки» с музыкой Ф. Пуленка, «Докучные» с музыкой Ж. Орика, «Ночь на Лысой горе» с музыкой М. Мусоргского, «Голубой экспресс» с музыкой Д. Мийо.

А. Соколов-Каминский отмечал разностильность балета и звездный интернациональный состав оформителей балета «Голубой экспресс»: «...П. Пикассо выполнил занавес с двумя бегущими женскими фигурами, А. Лоран - архитектурные декорации пляжа, знаменитый модельер Г. Шанель просто повторила модные пляжные и спортивные костюмы». Все эти великолепные работы Нижинской впоследствии были показаны в Лондоне в зале «Coliseum».

В это время, на взлете карьеры, Брониславе Фоминичне пришлось уйти из труппы Дягилева. Причиной послужило то, что Дягилев втайне начал готовить на смену Нижинской в качестве балетмейстера своего фаворита С. Лифаря, в прошлом ученика Нижинской, по протекции и просьбе которой его приняли в «Русский балет».

После ухода от Дягилева Бронислава Фоминична работала в Парижской опере, Театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в труппе И. Рубинштейн, ставила спектакли для различных театральных трупп Европы и Америки. В 1966 году Нижинская была приглашена в Лондонский Королевский балет, где возобновила постановку балетов «Милочки» и «Свадебка». Умерла Б.Ф. Нижинская в Лос-Анджелесе в 1972 году в возрасте восьмидесяти двух лет.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Не подвластные английскому времени Баланчин и Данилова
  • Непревзойденный Дягилев и его Лондон
  • Танцовщик и хореограф Больм в Лондоне. Артистическая и светская карьера Кше ...
  • Лондон противостоял разрушительному новаторству
  • Потомственная актриса Тамара Карсавина в Лондоне
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________