Высшее образование Великобритании в 60-х годах прошлого века / Часть 1

Высшее образование Великобритании
Высшее образование Великобритании в 60-х годах прошлого века / Часть 1При рассмотрении вопроса о системе образования для молодежи в возрасте старше 16 лет в современной Англии следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое — это ее разнообразие; в Англии имеется большое количество разнообразных учебных заведений и широкий выбор факультетов в отдельных учебных заведениях. Второе — это темпы расширения сети учебных заведений, наметившиеся за последние годы; в результате, всякое описание системы высшего образования очень быстро становится устарелым.

Это особенно справедливо в данный момент. В декабре 1960 года английское правительство учредило Комитет по вопросам высшего образования, в состав которого вошли независимые от правительства эксперты. Комитет опубликовал свой доклад, и правительство тотчас же заявило, что оно принимает рекомендации Комитета относительно заданий к 1967-8 и к 1973-4 годам. «Выполнение этой 10-летней программы», указывает правительство, «включая осуществление срочных мероприятий по расширению сети учебных заведений, обойдется примерно в 3.500 миллионов фунтов стерлингов (8.750 миллионов руб.). Это означает, что годовые расходы на высшее образование увеличатся в течение 10 лет больше чем вдвое».

В настоящее время в стране имеется 23 университета (и два колледжа, приравненные к университетам). Кроме того предусмотрено создание еще шести университетов, которые скоро будут открыты для приема студентов. Два старейших университета—Оксфордский и Кембриджский — были основаны в XII и XIII веках. Четыре университета Шотландии возникли на протяжении трех последующих столетий. Большинство остальных университетов было основано в прошлом веке. Количество студентов в различных университетах разное. Так в Лондонском университете насчитывается более 23.000 студентов, в то время как в Килском университете их менее 900 человек. В 1962-63 учебном году в английских университетах было 117.000 студентов и 18.779 студентов, совмещающих занятия с работой. Кроме того 139.552 студента посещали занятия, не преследуя цели получить университетский диплом, или слушали курсы, специально предназначенные для лиц, не зачисленных в списки студентов университетов, но желающих приобрести знания на университетском уровне по определенным предметам. Около 17% студентов вели научно-исследовательскую или другую работу на повышенном уровне. 40% студентов избрали своей специальностью естественные науки или технические дисциплины, и две трети расширенной сети учебных заведений, запланированной на следующие десять лег, приходится именно на эти отрасли знаний.

Некоторое представление о быстром росте сети учебных заведений может дать сопоставление статистических данных. В 1938-39 году в стране насчитывалось всего 50.000 студентов. Десять лет тому назад их все еще было только 80.602 человек. Теперь Комитет по вопросам высшего образования рекомендовал довести число студентов, не совмещающих учебу с работой, в университетах — до 197.000 к 1967-8 и до 217.000 к 1973-4 гг., а во всех высших учебных заведениях, включая университеты, — до 328.000 и 390.000 соответственно.

Предлагаем Вам ознакомиться с Экскурсиями по Лондону.

За последние пять лет число преподавателей увеличилось почти на 25%. В 1961-62 году их было около 15.000 человек, что при сопоставлении с числом студентов дает пропорцию один к десяти. (При этом надо принять во внимание, что руководство научно-исследовательской работой занимает больше времени, чем обычное преподавание). С 1957-58 по 1961-62 гг. размер государственных ассигнований только на университетское образование почти удвоился и достиг 109,7 миллиона фунтов стерлингов или 277 миллионов рублей. Предполагали, что эта сумма будет увеличена еще на 50% в течение ближайших четырех лет, не считая того, что теперь рекомендовал в порядке дополнительных ассигнований Комитет по вопросам высшего образования в своем докладе.

Как правило, юноши и девушки поступают в университет в возрасте 18 лет (в Англии теперь отменена воинская повинность), получив необходимую подготовку во время обучения в школе. Здесь следует отметить, что большая часть работ, выполняемых школьниками в последние годы их обучения в школе, рассматривалась бы во многих странах как соответствующая университетскому уровню. Так, например, для того чтобы сдать школьные экзамены по истории, дающие право держать экзамен в университет, необходимо написать три обширных работы. Одна из этих работ должна носить характер общего изложения по истории государств вне Англии; другая должна быть специальным и подробным изложением какого-нибудь определенного аспекта английской или мировой истории; третья — на различные темы.

От студентов требуют, чтобы они принимали возможно более полное участие в университетской жизни, а не ограничивались изучением своего предмета. Студенты сами организуют свою общественную жизнь, создают свои спортивные клубы, политические, культурные и религиозные общества, издают собственные газеты. Всюду, где это оказывается возможным, обучение ведется методом консультаций. Студенты группами по три-четыре человека или немногим больше встречаются со своим консультантом-наставником (тютором) для регулярных бесед и занимаются по его указаниям. Студенты обычно живут в общежитиях, в которых представлены различные факультеты, или снимают комнаты в частных семьях.

Руководство каждым университетом осуществляется независимым правлением, обычно состоящим из представителей университетской администрации и общественных деятелей. У каждого университета есть право присуждать свои собственные степени, по своему усмотрению составлять курс лекций и комплектовать штат преподавателей. Несмотря на то, что на 70% бюджет университетов зависит от государственных ассигнований, несмотря на то, что почти все 100% потребностей университетов в капитальном оборудовании покрываются за счет государственных средств, их академическая свобода, за сохранением которой они зорко следят, гарантируется специальным органом — Комитетом университетских ассигнований. Этот комитет, который не находится в зависимости от правительства и состоит главным образом из университетских деятелей, представляет правительству рекомендации по вопросам финансирования университетов и распределяет между ними выделяемые правительством средства.

Небольшая плата, взимаемая со студентов, покрывает лишь ничтожную долю всех расходов, необходимых для содержания университетов. В подавляющем большинстве случаев эта плата, плюс расходы на содержание студентов, покрывается за счет государственных ассигнований. В настоящее время все студенты получают по крайней мере небольшую стипендию и около 97% поступающих в университеты получают дополнительную помощь в зависимости от заработка родителей. В тех случаях, когда родители зарабатывают менее 700 фунтов стерлингов в год (1.770 рублей), т.е. несколько меньше среднего заработка промышленного рабочего Англии, студенты получают университетское образование, включая расходы на содержание, совершенно бесплатно. К этой группе относится 40% студентов.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Высшее образование Великобритании в 60-х годах прошлого века / Часть 2
  • Университетское образование в Великобритании
  • Около 28 английских университетов планируют снизить плату за обучение в сле ...
  • Университеты Великобритании начинают борьбу за студентов
  • Количество студентов, поступающих в английские университеты, вернулось на у ...
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________