Тайны лондонских достопримечательностей: Часть 1

Тайны лондонских достопримечательностей: Часть 1
НАКОМОЕ И ПРИВЫЧНОЕ

Тайны лондонских достопримечательностей: Часть 1Многое в Лондоне стало для нас настолько привычным, что воспринимается как само собой разумеющееся. Это и бросающиеся в глаза объекты, знаковые ориентиры типа «Иглы Клеопатры» или башни Британского телевидения (ВТ), и менее заметные элементы городской среды, как, например, питьевые фонтанчики, синие мемориальные доски и персонажи вроде Дика Уиггингтона, неразрывно связанные с городом. За всеми этими приметами скрывается своя удивительная и нередко неведомая большинству судьба. В этой главе мы обратимся лишь к дюжине, на наш взгляд, наиболее интересных городских феноменов в расчете возродить их незаслуженно игнорируемую историю.

Компания "Туризм Лондон" предлагает Вам посещение британского Гран При Формулы 1 в Силверстоуне.

ОГНИ ПИККАДИЛЛИ

Расположенная в самом центре города площадь Пиккадилли-сёркус (Piccadilly Circus) — отличное место для начала рассказа. Этот оживленный городской перекресток знаменит своей световой рекламой. Фасады некоторых зданий сегодня почти полностью закрыты беспрестанно меняющимися панно из разноцветных огней, высвечивающих названия хорошо известных продуктов и даже температуру. Но как вообще появились здесь эти огни и почему только в одной части площади?Когда-то Пиккадилли была «настоящей» площадью, круглой развязкой, соединявшей Риджент-стрит (Regent Street) и Ватерлоо-плейс (Waterloo Place). Затем в 1886 г. была проложена новая улица, Шафтсбери-авеню (Shaftesbury Avenue), протянувшаяся с северо-востока. Для улучшения доступа к ней дома на южной стороне сегодняшней Глассхаус-стрит (Glasshouse Street) были снесены, вследствие чего дома на северной стороне стали выходить прямо на площадь. Перед владельцами этих домов внезапно открылись фантастические рекламные перспективы. Воспользовавшись возможностями народившихся технологий световой рекламы, в частности особенно привлекавшей внимание пульсирующей ее разновидности, многие вскоре установили на крышах своих домов большие световые табло.

Вульгарные нововведенияСовет Лондонского графства воспротивился этим вульгарным дополнениям к силуэту города и добился их демонтажа. Тогда его хитроумные оппоненты закрепили панно на фасадах своих домов. Для Совета единственный способ заставить снять их и состоял в принятии постановлений в отношении безопасности пешеходов, пользовавшихся тротуарами под рекламными конструкциями. Он попытался действовать на основании этих новых уложений, однако суды приходили к заключению, что вывески не представляли для людей опасности и могли оставаться на своих местах. В итоге к 1910 г. названия вроде «Bovril» и «Schweppes» заявляли о себе разноцветными светящимися буквами, и никто не мог с этим ничего поделать. Между тем Совет сам был владельцем треугольного участка Трокадеро, на котором сейчас, помимо прочего, располагаются Музей мадам Тюссо и Музей рок-музыки, и там, противодействуя нововведениям, мог оперировать не только собственными постановлениями, но и статьями арендных договоров.

Проблема состояла лишь в том, что договоры составлялись задолго до того, как кто-либо вообще слышал о световой рекламе, и потому формулировки были недостаточно четкими, чтобы соответствовать новой ситуации. Хотя Совету удалось заставить мистера Хаттера, хозяина размещавшегося на верхнем этаже «Piccadilly Restaurant», снять с фасада здания рекламу «Gordon's Gin», так как ее крепеж портил стены, тот же Совет оказался бессильным против изобретательного ресторатора, установившего на крыше стальной каркас и разместившего на нем ту же рекламу, не затрагивая фасада! К началу 1920-х годов победа в борьбе за рекламные места осталась за рекламодателями. Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что победа была бы достигнута ими значительно раньше, если бы не политика строгой экономии в годы Первой мировой войны. Если придете на Пиккадилли-сёркус сегодня, то увидите, что изображенная на множестве открыток световая реклама сконцентрирована в одной части площади. Объяснение простое — остальная площадь принадлежит Короне. Как и старый Совет Лондонского графства, «Собственность Короны» противится рекламе, а преимущество ее состоит в наличии более совершенных арендных договоров, через которые Корона успешно противостоит любой не угодной ей рекламе. По этой причине на принадлежащих «Собственности Короны» зданиях световой рекламы никогда не было и, судя по последним заявлениям, никогда не будет.

СТАТУЯ ЭРОСА

Другая достопримечательность Пиккадилли-сёркус — статуя Эроса. Ее название неверно по двум причинам. Во-первых, это не статуя, а мемориальный фонтан, поставленный в память о великом филантропе викторианской эпохи графе Шафтсбери, имя которого носит Шафтсбери-авеню (Shaftesbury Avenue). Во-вторых, фигура, столь искусно установленная на вершине фонтана, изображает не бога любви, а ангела христианского милосердия. Во всяком случае, так утверждают эксперты. Запутанность ситуации в какой-то мере объясняется словами самого создавшего изваяние скульптора, сэра Артура Гилберта, сказавшего, что обнаженная фигура (прежде золотистая, а теперь свинцового цвета и не оригинальная) представляет «слепую любовь, испускающую стрелы добра». Таким образом, Гилберт не создавал фигуру, олицетворяющую собой любовь, что любовь, которую он имел в виду, религиозного, а не эротического свойства, в чем пытается убедить нас как схожесть фигуры с Купидоном, так и обиходное название «Статуя Эроса», утвердившееся уже спустя две недели после открытия фонтана в июне 1893 г.

НедоброжелательностьУчитывая

характер деятельности графа Шафтсбери, просто поразительно, какую волну недоброжелательности спровоцировал его мемориал. Вмешательство в проект как мемориального комитета, так и Совета Лондонского графства стало причиной раздора между этими двумя организациями и еще более острых перепалок между ними и сверхчувствительным Гилбертом. Особую ярость у скульптора вызывали настойчивые призывы со стороны Совета уменьшить размеры основного бассейна фонтана. Предполагалось, что мемориал одновременно будет и публичным бюветом, и Гилберт утверждал, что при слишком маленьком размере бассейна желавшие попить воды будут намокать. После открытия фонтана (Гилберт отказался присутствовать на открытии) оказалось, что скульптор прав, и в результате был незаслуженно осмеян прессой. В дополнение к временно подмоченной общественной репутации Гилберт оказался на грани банкротства, так как бронза обошлась ему гораздо дороже, нежели он рассчитывал. Не удивительно, что много лет спустя Гилберт признал, что мемориал Шафтсбери негативным образом повлиял на всю его жизнь.Если бы памятник создавался в полном соответствии с проектом Гилберта, сегодня мы имели бы в центре Лондона гораздо более величественное сооружение, разительно отличающееся от существующего унылого «огрызка».

Мы не только могли бы любоваться игрой воды в более обширном бассейне на уровне мостовой, но и видели бы бьющие из вершины струи, образующие пенистую водяную сферу, над которой грациозный ангел словно парил бы, абсолютно ничем не поддерживаемый. Есть у Эроса и своя интригующая загадка. Не обыгрывается ли его фигурой сама фамилия Шафтсбери (буквально — «зарывший в землю стрелу»)? Если присмотреться к луку в руках Эроса, видно, что стрелы в нем нет, а сам лук направлен вниз. Должны ли мы из этого заключить, что стрела была пущена в землю? Ассоциация определенно прослеживается, однако намеренно Гилберт создал ее или нет? Едва ли мы когда-либо будем знать это наверняка.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • "Собственность короны" и фамильные поместья в Лондоне: Часть 1
  • Тайные туннели и городские коммуникации Лондона
  • Трафальгарская площадь, колонна Нельсона, площадь Пикадилли и Уайт Холл
  • Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 1
  • Забытые достопримечательности Лондона: Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________