Секретные церкви Лондона: Часть 2

Секретные церкви Лондона: Часть 2

ПОРКА МАЛЬЧИКОВ ИЗ ХОРА, ДАТЧАНЕ-МАРОДЕРЫ И ВЗРЫВАЮЩИЕСЯ НАКОВАЛЬНИ

Секретные церкви Лондона: Часть 2Другая церковь, чьи колокола стали легендой, - это церковь St Clement Danes. По многим причинам эта церковь (станция метро Temple, затем вверх по Арундел-стрит (Arundel Street)) является весьма необычной - и не только благодаря детской песенке «Апельсины и лимоны». Мало того что она возвышается на своеобразном островке посреди дороги с оживленным движением и похожа на непоколебимую скалу, противостоящую штормам, она также считается церковью Королевского Воздушного Флота. Здесь всегда будут чтить память мужчин и женщин из авиации, которые потеряли свои жизни во время Второй мировой войны.

Во время войны самой St Clement Danes сильно досталось: практически все, что тогда от нее осталось, - это обугленные внешние стены. Из пятидесяти одной церкви, построенной по проектам сэра Кристофера Рена, которые как-то восполнили утраченные девяносто восемь во время еще одного бедствия - Великого пожара 1666 г., - осталось всего-навсего двадцать семь. Большая часть района Сити была стерта с лица земли с помощью 417 сверхмощных бомб, тысяч бутылок с зажигательной смесью, 13 мин, спущенных на парашютах и 2489 зажигательных бомб, которые были сброшены на этот район во время войны.

Внутри церкви, оставшейся без крыши, сильно разросся крестовник. Но прекрасный шпиль работы Кристофера Рена все-таки сохранился. Колокола, которые после Первой мировой войны вернулись на колокольню и принимали участие в перезвоне, так любимом преподобным Уильямом Пеннингтоном-Бикфордом в 1920-х гг., снова сняли и спрятали в песке под колокольней, чтобы сохранить их в целости и сохранности во время фашистского наступления. К сожалению, в те тяжелые времена пострадало множество прекрасных зданий, в том числе церквей. Но когда пожарные, пытавшиеся унять огонь, уничтожавший крышу, направили свои шланги на башню, то именно холодная вода и стала причиной, по которой раскаленные колокола потрескались. Так как эту церковь практически разрушили во время бомбардировки, после реконструкции она стала церковью Королевского Воздушного Флота. После чего этот приход объединили с приходом церкви St Mary-le-Strand, также возвышающейся на островке посередине оживленного движения.

Когда-то по Стрэнду проходила береговая линия Лондона, а до St Clement Danes даже время от времени доходила вода. На ее невысокой башне стояла пушка, которая отпугивала морских грабителей и разбушевавшиеся толпы. Считается, что задолго до этого, когда англосаксы окончательно выдворили датчан из Англии, тем, кто женился на англичанках, было разрешено жить между Островом Шипов (сегодняшний Вестминстер) и Ладгейтом - одним словом, именно здесь. Но все-таки никто не знает, откуда точно пошло слово Danes (датский) в названии этой церкви.

St Clement Danes находилась в нескольких сотнях ярдов к западу от той линии, на которой остановился Великий пожар, поэтому Рен предложил отреставрировать ее - и за реставрацию он не взял ни копейки, - хотя она не пострадала от пожара, в отличие от многих других старинных церквей; она просто имела очень непрезентабельный вид.

Одной из величайших потерь в результате всех этих перемен стало окончание избиений рядом с церковью St Clement Danes, в которой этот старинный ритуал выполнялся с особой тщательностью. Избиение у церкви, которое и по сей день продолжается во многих английских приходах, заключалось в том, что в день Вознесения Христова служители церкви выводили молодых людей, преимущественно мальчиков, поющих в хоре, на границу прихода неподалеку от церкви и начинали их бить - хотя сейчас, разумеется, достается по большей части камням. Это делалось с целью, так сказать, вбить в молодых людей представление о том, где заканчивается граница прихода. (Неудивительно, что в наше время подростки понятия не имеют, где заканчиваются их районы.)

В St Clement Danes происходила одна из самых красочных церемоний. Одна из границ прихода установлена прямо посередине Темзы, поэтому, как ни странно, мальчиков сажали в лодки и вывозили на середину реки, где они яростно начинали бить по воде розгами. После чего, вернувшись на берег, они продолжали бить различные отметки на земле - на Стрэнд-лейн (Strand Lane) вы до сих пор можете увидеть старый металлический якорь, на котором выгравировано «SCD», а еще несколько находятся в Деверо-корт (Deveraux Court). Мне говорили, что одна из таких отметок обнаружилась на фундаменте старого дома, часть которого подняли над уровнем улицы. Поэтому мальчика вынуждены были опускать в темную яму, пока он, наконец, не наталкивался на нужный камень. Избиение у церкви - это одна из старых традиций, которые так почитают британцы, и очень жать, что такие незначительные вещи, как нашествие грабителей-датчан, Черная Смерть, Великий пожар, чума, бомбы нацистов, а также упразднение приходов, приводят к тому, что великие традиции постепенно начинают отмирать.

Но все-таки, почему на сохранившихся отметках границ приходов изображены якоря, включая тот, который вы можете увидеть на одной из сторон колокольни? Из-за того, что данный приход располагался на берегу? Вовсе нет. Дело в том, что святого Клемента, главного покровителя кузнецов, в сотом году нашей эры утопили в море, привязав к его ногам якорь.

ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ФОРМЫ И ПРЕВОСХОДНЫЙ МРАМОР

Наиболее богатая церковь Викторианской эпохи, украшенная буквально слоями орнаментов, - это церковь (All Saints) на Маргарет-стрит (Margaret Street), W1 (рядом со станцией метро Oxford Circus). Стены ее практически ломятся под убранством. Кафедра, сделанная из разноцветных камней, смотрится, откровенно говоря, безумно. Это выглядит примерно так же, как если бы вы оклеили стены в вашей квартире страницами, вырванными из рекламных проспектов. Таким же образом, в этом психоделическом творении архитектора Уильяма Баттерфилда (William Butterfield) можно найти мрамор любого существующего оттенка.

Это верховная церковь английского католицизма, и она очень сильно отличается от простых и безыскусных пуританских церквей, построенных двумя столетиями раньше.

Когда я вышел из All Saints на залитую солнцем улицу, то у меня было такое ощущение, словно я побывал в богато украшенных храмах Гонконга или Сингапура и вышел из них прямо в сердце современного города. Но, пройдя вниз по улице, я совершенно случайно забрел в Храм Фо-Гуанг.

СТРАННЫЕ НАЗВАНИЯ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Вы вряд ли бы смогли додуматься до таких названий, которые встречаются среди лондонских церквей: St Vedast, St Mary-le-Stocks, St Peter Ad Vincula (церковь Святого Петра в цепях - очень подходящее название для церкви, расположенной на территории Тауэра), St Cyprian (Церковь Святого Киприота, расположенная на Кларен-гейг (Clarence Gate) в районе Мэрилебоун) и St Laurence Jewry-next-Guildhall. Церковь St Alfege's в Гринвиче хотя бы как-то соответствует своему названию, потому что именно на этом самом месте викинги убили Алфеджа, архиепископа Кентерберийского.

Рядом с мостом Blackfriars, в нескольких шагах от Виктория-стрит находится церковь с названием в духе хроник Нарнии - St Andrew-by- the-Wardrobe (церковь Святого Андрея рядом с платяным шкафом). Церковь на этом месте существовала по меньшей мере с XIII в., но на ее долю выпало множество, мягко говоря, трудностей. Раньше она носила чуть менее эксцентричное название St Andrew juxtra Barnard Castle (церковь Святого Андрея рядом с замком Барнард) в честь сооружения неподалеку, но название поменялось, когда по соседству открылись магазины с королевской мебелью. Великий пожар 1666 г. уничтожил здание, которое было впоследствии отстроено заново сэром Кристофером Реном. В 1941 г. в церковь попала бомба, и реставрация была окончена лишь к 1960-м гг.

Другие церкви в районе Сити, обладающие странными названиями, включают в себя St James Garlickhythe (церковь Святого Джеймса на чесночном поле), St Margaret Patterns (церковь Святой Маргариты с рисунком) и капелла St Ethelreda's (римская католическая церковь). Не иметь чего-то - это черта, вполне присущая святым, но если уж мы говорим о странных названиях, то нельзя не отметить St Botolph Without Aldersgate, St Botolph Without Aldgate и St Botolph Without Bishopsgate (церкви Святого Ботолфа без Олдерсгейта, без Олд-гейта и без Бишопсгейта соответственно. - Прим. пер.). Эти названия произошли оттого, что они находились за пределами ворот, которые ограничивали район Сити. Отсюда же появилась церковь St Giles Cripplegare (церковь Святого Джайлса рядом с покосившимися воротами). А разница между St Bartholomew the Great и St Bartholomew the Less (церкви Святого Варфоломея Великого и менее Великого) заключается не в градации святых по важности, но в статусе этих двух церквей, находящихся в районе Смитфилд (Smithfield).

Как ни странно, но по воскресеньям в Сити открыто только несколько церквей. Этот район в основном деловой, и клерки, работающие в здешних офисах, благодаря прекрасной системе метро, автобусов и поездов имеют возможность жить в пригородах и по воскресеньям посещать церкви рядом со своим домом. Поэтому по выходным район Сити похож на город-призрак.

Так что же все-таки происходит в этих сорока семи церквях (в 1665 г. здесь их было целых сто девять)? В течение недели они переполнены, потому что здесь проводятся службы, молебны и концерты. А по воскресеньям открыты всего-навсего семь церквей - разумеется, включая знаменитый собор Святого Павла.

Причина, по которой в таком маленьком районе, как Сити, находится огромное количество церквей, не совсем понятна, ведь в любом случае их намного больше, чем нужно прихожанам. Может быть, конкурирующие друг с другом монашеские ордена строили свои собственные церкви таким же образом, как сейчас создают пустующие супермаркеты. Ну и нельзя забывать о средневековом культе святых. Люди верили, а некоторые продолжают верить до сих пор, что почитание и поклонение мощам святых обеспечат прихожанам не только защиту, но и гарантирует местечко в раю. Поэтому это была своего рода политика подстраховки: в городе были церкви, посвященные всем святым, упомянутым в церковном календаре.

Но почему же наличие ста девяти церквей не спасло район Сити от Великой Чумы 1665 г. и Великого пожара в 1666 г.? Некоторые говорили, что во всем виноваты грешники, которые навлекли на головы несчастных жителей гнев божий. А также вспомнили о пуританах и республиканцах, которые получили контроль над Сити во время гражданской войны за двадцать лет до этих событий. Мало того что они отрубили голову королю, так они еще и запретили культ поклонения святым мощам, сбили го- ловы многим скульптурам святых и стерли их изображения и имена из названий церквей. Сами напросились, так сказать.

Среди многих других потерянных церквей Сити, память о которых сохранилась только благодаря названию улиц, стоит отметить St Mary Axe, в которой был выставлен топор (Ахе. - Прим. пер.), которым были убиты святая Урсула и еще несколько девственниц. (Сэр Ричард Брансон, владелец компании Virgin, вполне мог бы отстроить ее заново. Раз уж существуют кола (с названием Virgin и поезда Virgin), почему бы не появиться еще и церкви с одноименным названием?) 

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Секретные церкви Лондона: Часть 1
  • Секретные церкви Лондона: Часть 4
  • Лондонские рифмы и смысл: Часть 1
  • Маршруты Лондона к востоку от собора Святого Павла: Часть 1
  • Самые невероятные чудовища Лондона: Часть 2
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________