Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 1

Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 1

Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 1Каждому желающему по-настоящему познать Лондон не плохо было бы начать с Ист-Сайда. Это самая бедная зона города, несмотря на некоторые обновленные ее части. Но главная ценность Ист-Сайда не в пресловутом местном колорите, который так часто становится ловушкой для многих туристов, но в смысловом богатстве, предстающем в контрастной череде новейших и ветхих домов и улиц, беззастенчивого изобилия и патетической разрухи. Словно Ист-Сайд демонстрирует городу его истоки, показывая, из какого прошлого выросло то, что сегодня встречается повсюду: бульвары, парки, ярко освещенные отели, величественные чертоги, принадлежащие властям, торговле, финансам, военным делам... Царапинами на полированной поверхности общепринятого образа Ист-Сайд разрушает стереотипное представление о Лондоне, возвращает городу его длинную историю, состоящую из драм и противоречий, славы и денег, гениальности и грандиозного упрямства, а также из рек слез и не меньшего количества крови.

Ощущения, которые большинство из нас получает от путешествия по малознакомому городу, рождаются не только из созерцания одного или нескольких произведений искусства, а скорее из совокупности случайных впечатлений, приводящих к сложению некого суждения и воспоминания. Именно благодаря наименьшей (до сих пор) подверженности Ист- Сайда делению на зоны, он сохранил уникальную многослойную и многовременную структуру, созданную из громадных декораций и мелких деталей, секретных уголков и улочек, которые могут показаться тривиальными тем, кому не дано расшифровать их тайное послание. Своими бесконечными сюрпризами Ист-Сайд помогает нам избежать опасной склонности глазеть по сторонам и, по сути, ничего не видеть. Скажем прямо, в Лондоне довольно мест и помимо Ист-Сайда, говорящих об истории. Разумеется, это центр города, да по существу, нет ни одной улицы, которая не повествовала бы нам о прошлом.

То же демонстрируют, пусть и в отсутствии длинной истории как таковой, многие современные зоны и сооружения: такое-то здание высится на месте некого дома, разрушенного бомбардировками 1940 года, а вон тот паб хоть и древний, но не слишком, поскольку на его месте стоял другой, сожженный до основания буйным пожаром в 1666 году. В столь древней и благородной столице, как Лондон, почти каждый камень цитирует тот или иной фрагмент многотомной летописи, созданной на берегах великой реки.

Как учил рассказчика «В поисках утраченного времени» художник Эльстир, когда ты смотришь на предмет, важнее всего сам взгляд. Именно под воздействием особенностей всматривания - с помощью силы «предвосхищения» - объект преображается ради соответствия характеру зрителя. Эльстир выражал, разумеется, точку зрения художника, о чем автор книги, то есть Пруст, писал так:

«Стремление Эльстира изображать вещи не такими, какими они существовали в его сознании, а сообразно с оптическими иллюзиями нашего непосредственного зрительного восприятия привело его к раскрытию некоторых законов перспективы, в то время поистине поразительных, ибо искусство раскрывало их впервые».

Эльстир многое взял от Моне (и других мастеров того времени). В его словах заключено кредо импрессионистов, но их без труда можно отнести к любой «оптической иллюзии», которую наше персональное видение нам и предлагает. Физическое, логическое, материальное движение в путешествии само по себе мало значит. Я сажусь в самолет, останавливаюсь в отеле, щелкаю затвором фотоаппарата, покупаю сувениры, питаюсь в таком-то и в таком-то ресторане, разглядываю витрины... Все эти действия кажутся пустыми и даже угнетающими, если не преображены общим смыслом, который придает форму и значение открытиям странствий. По-настоящему посетить некое место - значит перепрыгнуть через мнимое и очевидное, попробовать вызвать эхо накопившихся в нем воспоминаний, и прочесть это место, следуя совету Леопар- ди, нужно не только нашими глазами, но и с той долей воображения, что способна возродить призраки и помогает взгляду прорваться за пределы оболочки вещей.

Я пою дифирамбы Ист-Сайду потому, что в этой части Лондона подобное воззвание к «далеким образам» и процесс придания формы и значения путешествию даются особенно легко. Если знать, куда направить свой взор.

Однако, прежде чем направиться в Ист-Сайд, задержимся ненадолго в центре и рассмотрим характерный пример, позволяющий получше понять мой ход мыслей: Пиккадилли- сёркус. Известнейшая площадь, один из символов Лондона, приобрела настоящий архитектурный облик совсем недавно. В 1819 году она родилась с совсем другой целью - обеспечить переход от Пиккадилли к строящейся Риджент-стрит. Проект принадлежал Джону Нэшу, одному из архитекторов, подаривших Лондону его современное лицо. В дальнейшем выступающие фасады зданий подправили, слегка заглубили и округлили, получив милую, элегантную площадь-ротонду, дожившую примерно до 1885 года, пока местные власти не решили разрушить северо-восточную ее часть для разбивки новой Шефтсбери-авеню. Впоследствии здесь выстроили главное здание Лондонского павильона - концертного зала, затем служившего театром и кинотеатром. Сегодня мы видим только его фасад.

Гармония дивной площади была бесповоротно нарушена, несмотря на возведение в 1893 году вполне пристойного фонтана Альфреда Гилберта в память о великодушии графа Шефтсбери, фонтана, посвященного как раз христианским добродетелям - Любви и Милосердию, а вовсе не Эросу, богу чувственной страсти, как принято считать.

С триумфальным приходом эры электричества родилась, к месту сказать, «светлая мысль» установки больших, горящих огнями рекламных щитов для магазинов. В 1923 году весь фасад Лондонского павильона оказался полностью залеплен ими. Далее следует пришествие дам, образно назовем их «цветочницами», которые ласково поджидали своих клиентов у фонтана. Не исключено, что именно благодаря им ангелок на фонтанной верхушке оставил высшие нравственные сферы во имя символики плотской любви. Наконец, на этой площади, уже давно смирившейся со своим значением одной из самых известных дорожных развязок мира, возник обычай праздновать приход Нового года.

Можно порассказать еще много всякого, но, пожалуй, пары штрихов достаточно, чтобы объяснить, как запросто вид городской достопримечательности может обмануть глаз рассеянного туриста, демонстрируя ему только внешне постижимое и скрывая, в свою очередь, те следы прошлого, которые необходимы для воссоздания правильной картины целостного впечатления.

Одно из средств достичь этого - изучить перемены, наложившие отпечаток на настоящий облик места. Другое - искать те районы, где переходные фазы между эпохами и следы произошедшего заметны в большей степени. Вот почему, как уже сказано, я предлагаю начать осмотр Лондона именно с прославленного Ист-Сайда.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Тайны лондонских достопримечательностей: Часть 1
  • Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 2
  • Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 3
  • Центр Лондона
  • Часовой пояс Лондона
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________