Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 3

Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 3

Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 3Синклер остается, вероятно, величайшим из живущих хронистов Лондона. Сам он называет себя «психогеографом». Но в данном случае истинным автором книги все же можно считать Рахель Лихтенштейн. Еврейка, чьи деды в тридцатые годы бежали из Польши, спасаясь от нацистов, за десять лет превратила исследование случая Давида Родинского в дело своей жизни. Поиски таинственного жильца из дома номер 19 по улице Принслет-стрит стало для нее и способом постижения собственных корней (родители британизировали семейную фамилию в Лоренс, а Рахель решила вернуться к изначальному варианту - Лихтенштейн). В маленькой пыльной каморке, замурованной почти на двадцать лет, Рахель чувствовала трепещущее присутствие (или отсутствие) чего- то необъяснимого. Это что-то, однако, не помешало ей задать своим поискам вполне практическое направление. Карты, архивы, свидетельства рассматривались глазами историка и детектива. В результате обнаружилось, что Родинский тоже бежал из Польши в возрасте десяти лет, чтобы укрыться от нацистов, был усыновлен английской семьей, рос замкнутым и одиноким ребенком, склонным к учебе и медитации. Однажды его даже пришлось лечить в психиатрической клинике. Но, по мнению Рахель, Родинский не сошел с ума. Он просто страдал, чувствуя себя в кольце полного непонимания.

Наконец, в один прекрасный день Рахель обнаружила могилу затворника. В книге читаем:

«Случилось так, как я и ожидала. Никакого надгробного памятника, только низкая насыпь из гальки, окаймленная выщербленным кое-где цементным бортиком, и тонкая табличка с несколькими словами: „Давид Родинский, 5 марта 1969". Тогда я открыла молитвенник и вместе со своим спутником прочла заупокойную молитву. Обычно такую молитву должен произносить сын усопшего, но поскольку не было никого, кто мог бы исполнить данное действие, я решила произвести его сама. Прежде чем уйти, мы положили на могилу два небольших камня».

Что заставило Давида Родинского покинуть свое убежище? Предчувствие смерти? Или смерть неожиданно каким-то образом настигла его? В любом случае, кто же тогда позаботился о погребении? На эти вопросы, несмотря на исследования, до сих пор нет ответа.

Если повернуть от Принслет-стрит на улицу Брик-лейн, можно увидеть еще одно здание - тоже воплощение целой страницы в истории Лондона. Так ее и следует читать. Вывеска на фасаде гласит: London Jamme Masjid. Но это не просто одна из сотен арабских надписей в городе. Перед нами - главная мечеть Больничных полей. В последнее время мусульманская эмиграция достигла столь впечатляющих масштабов, что жители задумываются, не переименовать ли город в Лондонистан. Хотя уже тогда, полстолетия назад, при распаде Империи, приток мусульман был довольно ощутим. История мечети доказывает это.

Это не такое уж и нелепое по пропорциям здание было возведено в 1742 году в качестве гугенотской капеллы, но долго в этом качестве не просуществовало. Ближе к концу столетия дом оказался во владении Лондонского общества - ассоциации, провозглашающей своей задачей крещение иудеев. Для каждого иудея, пожелавшего переселиться из еврейского квартала в места более благоприятные, общество выделяло вознаграждение в пятьдесят фунтов стерлингов. Однако эта мера не возымела большого успеха: по завершении кампании выяснилось, что новообращенных оказалось всего шестнадцать. Тогда здание было превращено в капеллу методистов, а затем - в главную синагогу квартала.

В 1976 году его наконец приобрела община бангладешцев и превратила в мечеть. Так в этом здании - феномене городской жизни - отразилось напластование вер, вековая смена религиозных традиций, превратившая район в зеркало мировых пертурбаций.

Всего в нескольких шагах от мечети находится Фурнье- стрит. Там большая часть домов строилась для шелкопрядов- гугенотов, бежавших из Франции после 1685 года, когда с окончательной отменой Нантского эдикта вновь открылась охота на протестантов, - свыше двухсот тысяч человек покинули страну и были приняты в тех уголках Европы, где имелись общины единоверцев. Подняв голову, можно заметить высокие окна последних этажей, обеспечивающие трудолюбивым ткачам достаточное для работы освещение.

Осталась еще одна улица - и две истории, - прежде чем мы (нехотя) покинем эту часть Лондона, столь человечно, красноречиво и щедро позволяющую соприкоснуться с прошлым. Фэшн-стрит объята запустением - то грустным, то глухим. Эти настроения характерны для большей части Ист-Сайда. Некогда улица считалась модной, о чем свидетельстует ее название. В разные периоды тут селились художники и писатели. Среди самых известных - драматург-комедиограф Арнольд Вескер, один из представителей молодых бунтарей- шестидесятников. В предшествующую эпоху на улице проживал писатель и публицист Израэл Зангвилл, который учительствовал в еврейской школе Больничных полей и был секретарем Всемирной сионистской организации. Его первый роман «Дети гетто» увидел свет в 1892 году. Об американской части жизни Зангвилла я рассказал несколько лет назад в книге «Секреты Нью-Йорка». Здесь же напомню только, что именно он изобрел понятие melting pot (тигель), для определения процесса смешивания народностей, из которого рождалось американское общество.

Во дворике между Бевис-Маркс и Хаундсдитч приютилась самая древняя синагога (сефардов) в Англии. Она открылась в 1701 году и находилась здесь три столетия, пока город рос вокруг. Чтобы попасть в храм, нужно зайти за ограждение, отделяющее здание от вторжения уличного движения, особенно активного в этой части города.

За оградой нас подхватывает иное течение времени. Храм словно парит над тихим двориком, обтекаемым бешеной жизнью. Интерьер также не подвергся изменениям: строгая деревянная отделка, религиозная символика, сдержанная позолота, изящный балкон-хоры. Не только для иудея, но для каждого, кто питает уважение к теме неколебимости веры и традиций, синагога на Бевис-Маркс станет важной метой, обязательной для посещения и остановки.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 2
  • Наиболее экзотические религиозные места Лондона
  • Пешая экскурсия по Лондону: Ист-Энд
  • Маршруты Лондона к востоку от собора Святого Павла: Часть 2
  • Прогулки по Ист-Сайду Лондона -Часть 1
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________