Лондон вспоминает Шекспира... - Часть 3

Лондон вспоминает Шекспира... - Часть 3

Лондон вспоминает Шекспира... - Часть 3Описание среды в этих строках создает ободряющий, приятный внешний образ мест, но, с другой стороны, наделяет их драматической иронией, если вспомнить, что речь пойдет о страшных преступлениях, зреющих в стенах замка.

Так как помост, служащий сценой, поднят на значительную высоту над партером, актер предстает перед публикой в трех разных ракурсах. Располагаясь в центре идеального круга (как в наши дни получается с дирижером оркестра), он видит большинство зрителей перед собой, а остальных - по краям; с ближайшими из них можно обменяться взглядом и поговорить, привлечь внимание, взять в сообщники, вовлечь в действие.

Гамлет делится со зрителями партера самыми сокровенными мыслями, Ричард III и Яго шепчут на ухо ближайшей публике свои сардонические «в сторону», Фальстаф - шутит и потешается, Антоний - убеждает отомстить за смерть Цезаря.

Изобилие монологов елизаветинского театра имеет еще и техническое объяснение: это самый действенный метод продвинуть действие, овладев вниманием слушателя. Для нас, привыкших к абсолютной кинофикции, к ее гладким неуловимым иллюзиям без вкуса и запаха, явленным в магической темноте кинозала, такой путь разжигания воображения может показаться неестественным. Ведь восприятие актера вблизи (запах его пота, грим на его лице, долетающие брызги слюны в особо насыщенных репликах) скорее способно ослабить иллюзию, чем укрепить ее. Но в елизаветинском театре происходит иначе. Между актерами и публикой возникает сильнейшая пульсирующая сопричастность, актер - это источник мощного эмоционального напряжения, и, по словам некоторых, такого эффекта сложнее всего достичь в театре «натуралистического» типа, где актеры играют будто бы и не для зрителя, отгороженные от остального мира воображаемой «четвертой стеной».

От елизаветинцев нас отделяют века изобретений, декораций, костюмов, трюков и технологий. Между нами грандиозная силища кинематографа (где эмоциональная вовлеченность может стать почти всеохватной), между нами ежедневное и ежечасное присутствие телевидения, этого грубого с точки зрения иллюзии инструмента, но с беспрецедентной гипнотической силой. Прошло слишком много времени. Этот разрыв делает практически невозможной расшифровку эмоционального механизма воздействия тех далеких спектаклей. За исключением одной-единственной детали: очарование строки. Хоть и прошло четыре столетия, строки, вышедшие из-под пера драматурга, вызывают те же чувства. И если драматическую иллюзию можно пригасить, то чувство сопричастности, волнение, вызываемое поэзией, свежи, как прежде.

Публика не всегда требовала условного переживания театрального действия. Повешение, ранения, пытки изображались на сцене с величайшим правдоподобием. Зрители привыкли видеть палачей за делом. Никого не удивлял вид отрубленной головы или кровавого обезглавленного тела перед плахой. Многие были готовы освистать не соответствующий ожиданиям результат. Обезглавливание Макбета, заколотый предателями Юлий Цезарь, ослепление Глостера производились на подмостках с крайним жизнеподобием. Некоторые ремарки с пояснениями к сценам предлагают вместо капель крови использовать «небольшой дырявый пузырь с уксусом», а для иллюзии четвертования «три ампулы крови и внутренности овцы».

Все звуковое сопровождение спектаклей осуществлялось музыкантами - непосредственными участниками действия. Музыка тогда еще не воспринималась фоном для сюжета, как это будет в кинематографе. Ее исполняли на глазах у всех. И даже если звуки проистекали из-за сцены (как в «Антонии и Клеопатре»), то они все равно активно комментировались действующими лицами.

С таким же вниманием относились к деликатному процессу выноса тел «убитых», поскольку еще не существовало занавеса для подобных моментов. Во избежание нелепого «воскресения» и ухода окровавленного трупа был придуман человек, которому автор поручал реплику: «А теперь убирайте мертвецов!» Таким образом разрешалось любое недоразумение.

Зрители не были скованы правилами поведения и речевым этикетом, но и в сочувствии к чужим страданиям мера была весьма условной. Впрочем, сама жизнь подогревала интерес. При дворе, как и в самой захолустной таверне, охотно следили за боями животных. Бойцовые псы терзали друг друга, у медведей или обезьян в схватках вываливались внутренности, цепные звери гибли на глазах у толпы. Королева Елизавета регулярно хлестала своих горничных за обиды и провинности. Однажды она публично дала пощечину своему фавориту, графу Эссексу, - за то, что он не попросил пощады, уличенный в государственной измене. В 1837 году Гаэтано Доницетти напишет одноименную оперу («Роберто Доверё»), положив в основу либретто трагедию Франсуа Ансело «Елизавета Английская». Бедный Деверё познал и привилегии фаворита, и горечь мести, и невозможно сказать со всей очевидностью, какой характер носил гнев королевы - государственный или личный. «Его любовь приводит меня в блаженство», - поет она у Доницетти. Немного поразмыслив, королева решает обезглавить любимого. Что же, вполне в духе времени.

В елизаветинском театре реакции всегда бурные, идеи - головокружительные, радость - всеохватная, боль - бесконечная, удары «злодейки судьбы» - непоправимы, ярость - испепеляюща, похоть - брутальна. Причем каждая из этих страстей доходит до апогея. Однако любовь (чаще в союзе со сладострастием) достигает не только роковых, но и лирических вершин. На подмостках падшие женщины и девственницы с равным успехом сменяют друг друга. Сила чувств доводит героев до безумия, но сумасшествие не исключает присутствия самого что ни на есть острого ума. Миром правит жадность, стремление обладать всем, что пока недоступно, но благородная щедрость всегда побеждает.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Лондон вспоминает Шекспира... - Часть 1
  • Лондон вспоминает Шекспира... - Часть 2
  • Лондонский театр Шекспира - Часть 2
  • Шекспир и Лондон
  • Кровавый театр Британии
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________