Томасу Хейвуд и его Лондон

Томасу Хейвуд и его Лондон

Томасу Хейвуд и его ЛондонСлаву Томасу Хейвуду (ок. 1574-1641) принесли, ни много ни мало, двести двадцать сочинений для театра. Действие в его пьесах в основном разворачивается в немыслимых обстоятельствах и невероятных местах: кабаках, борделях, игорных домах. Увы, от этого огромного свода осталось немногим больше двадцати текстов.

Бен Джонсон (1573-1637) за убийство коллеги был арестован и приговорен к виселице, но чудом избежал наказания, возможно, благодаря вмешательству Церкви.

Драматург Роберт Грин (1558-1592) долго колесил по дорогам Испании и Италии. По возвращении в Лондон он, как и другие его собратья по перу, становится кабачным завсегдатаем. О себе он открыто заявляет, разумеется, провоцируя:

«Я был излишне горд, ежедневно упражнялся с потаскухами, а в алчности и пьянстве - мое единственное утешение».

Продолжая в том же духе, Грин промотал не только все свои средства, но и состояние жены. Окружив себя придворными шутами и лицемерами, он все же удерживается на плаву. Грин сквернословит, но при этом пишет краткие нравоучительные сочинения, в которых предостерегает доверчивых юношей от происков и козней подлецов и распутниц.

Гениальный Кристофер Марло (1564-1593) родился в семье башмачника в Кентербери, но сумел получить образование в престижном колледже Кембриджа благодаря щедротам некого господина, правда, полученным весьма загадочным способом. Вспыльчивый, склонный к распутству, Марло воплощает собой плотскую сторону Ренессанса. Он принадлежит к тому типу людей, что кожей чувствуют новые веяния. Ему удается почувствовать ауру небывалого вольнодумства, смело толкающего на преодоление бытующих моральных установок, он предвидит крах предубеждений, столетиями сковывавших воображение, и к тому же он обнаружит (это важно для драматурга), что жизненные и сочиненные преувеличения вполне могут сосуществовать.

Как и Грин, Марло объявит себя скептиком, подвергнет сомнению Божественную природу Христа, позволит себе хулить Троицу, нахально заявит, что Моисей - простой шарлатан, и даже попробует доказать, что Христос заслуживал смерти больше Вараввы. Возможно, он служил доносчиком при дворе, а во Франции примыкал к группе сосланных из Англии сторонников католичества. Актерская карьера Марло прервалась из-за хромоты (в драке ему сломали ногу). В любовницы он взял шлюху и однажды дрался из-за нее на дуэли. Хотел ударить соперника ножом, но тот вывернул его руку, и Марло ранил себя собственным оружием. Он погиб во время безвестной схватки в харчевне, не достигнув и тридцати лет.

Какие же вирши можно создать при подобной жизни? Творчество Марло отличается свободной - почти дикой - театральной интуицией. Его произведения полнокровны, насыщенны, неистовы, многоцветны, всеохватны. В «Мальтийском еврее» христиане относятся к главному герою, Варавве, как к скоту, что приводит его в безумную ярость. И он дает слуге Итамору следующие заветы:

Ты ремесла не знаешь? Ну, так слушай. Я научу тебя - тебе ж на пользу. Во-первых, откажись от всяких чувств - Любви, надежды, жалости иль страха. Когда христиане плачут - улыбайся, Забудь о состраданьи, улыбайся - Но про себя, - коль христиан терзают. Что до меня, брожу я по ночам, Больных я убиваю возле стен И отравляю иногда колодцы.

Персонажи Марло лишены психологизма. В его трагедиях место психологии занимают обстоятельства, а действие движется с помощью абсолютной, почти галлюциногенной власти слова. Прежде чем погибнуть в кипящем масле (наказание, уготованное отравителям), Варавва накормил ядовитой похлебкой монахинь некого монастыря, изготовив «адскую машину», истребил целый турецкий гарнизон, лишил жизни всех воздыхателей своей дочери, а затем и саму дочь.

В финале трагедии «Эдуард II» в предсмертных словах Мортимера Младшего заключается видение жизни, присущее не только персонажу, но в большей степени - его создателю и всему театру того времени:

Теперь я вижу,

О подлая Фортуна, что есть точка На колесе твоем, к которой люди Стремятся до тех пор, пока стремглав Не упадут. Я прикоснулся к ней - И вижу, что уж выше не подняться. Что ж горевать мне о моем паденьи? Прощайте, королева, и не плачьте О Мортимере! Мир он презрел. Ныне,

Как путешественник, край неизвестный Идет он открывать.

Эти строки - крик души на грани смерти, исповедь самого Марло и всех тех, кто бросил вызов уготовленной им судьбе, поставив на карту собственную жизнь.

Но данные строки еще и доказательство того, что авторы елизаветинской эпохи творят, используя проверенные формы и метафоры, соревнуясь друг с другом. Так, аналогичный образ Колеса Фортуны встречается у Шекспира в четвертом акте (сцена III) «Юлия Цезаря», в словах Брута:

В делах людей прилив есть и отлив, С приливом достигаем мы успеха. Когда ж отлив наступит, лодка жизни По отмелям несчастий волочится.

Мировоззрение елизаветинских авторов стало крупнейшим наследием для поколения романтиков. Ведь именно они заново открыли Шекспира и объявили его непревзойденным поэтом и величайшим художником человечества. В сплоченной группе новооткрывателей английского драматурга выделим два имени: Ипполита Тэна и Виктора Гюго. Первый значим благодаря рвению, с которым примкнул к европейскому позитивизму, став апостолом целостного натуралистического видения бытия. Среда, личность, психология, физиология слагаются в его учении в единую вибрирующую массу бытия. А Гюго важен благодаря своему чувственно-натуралистическому восприятию театра, литературы, да и жизни в целом. Это был мастер, способный пересмотреть все избитые представления о чувствах и чаяниях, о несправедливости и позоре в человеческом обществе.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Два современника Шекспира
  • Лондонский театр Шекспира - Часть 2
  • Шекспир и Лондон
  • Кровавый театр Британии
  • Шекспир и его театр
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________