Шекспир и Лондон

Шекспир и Лондон

Шекспир и ЛондонСегодня кажется немыслимым, что Шекспир, поэт и драматург невиданной мощи, был предан забвению на долгие десятилетия. Во Франции первым за дело возрождения Шекспира взялся Вольтер. Вернувшись из поездки в Англию, он признал себя озадаченным, пожалуй, даже покоренным этим barbare de genie (гениальным варваром). Но при этом он счел английского поэта лишенным «малейшей толики вкуса и знания законов».

В Италии ситуация складывалась еще хуже. Только в середине XIX века здесь дождались первой постановки «Отелло» (Милан, 1856 г.) с Эрнесто Росси в главной роли. Другой великий актер, Густаво Модена, попробовавший поставить на сцене ту же трагедию, изменил общий замысел, превратив спектакль в жалкий фарс. Его можно понять: это было время, когда подобные трагедии и их герои принимались на сцене только в мелодраматических образах, где резкие контрасты подчеркивались с помощью музыки.

Как же случилось, что публика сразу не распознала мощь таланта Шекспира, автора, написавшего около сорока произведений для театра и более ста тридцати тысяч стихотворений? Десятилетия господства на подмостках классицизма отшлифовали вкус зрителя, загнав его в жесткие рамки. Трагическому герою полагалось являться в статуарном, застылом величии своей роли. Разумеется, он испытывал чувства и даже переживал бурные страсти, но они заковывались в броню высокопарного стиха. Шекспир поломал этот порядок. Он заставил своих героев жить чувствами, мечтать и бредить, представать перед публикой обессиленными, обнаженными, обагренными кровью или с позором ожидающими своей участи. Пройдут годы и годы, прежде чем столь отличная от общепринятых величина будет признана.

В предисловии к своей драме «Кромвель» Гюго (в возрасте 25 лет) называет историю источником современного театра и отстаивает (ценой скандала) роль гротеска в структуре трагедии. В 62 года неукротимый писатель, мэтр, снова вернется к любимой теме и опубликует биографический портрет великого англичанина. Страницы его «Шекспира» заставляют стать соучастником жизненных коллизий поэта (и повествуют о плачевном состоянии елизаветинских театров).

Читатель уносится (точнее, увлекается) потоком страстного преклонения автора перед Шекспиром:

«Безмерная сила, изысканное очарование, эпический пыл, сострадание, творческий дар, жизнелюбие, сарказм, безжалостное бичевание пороков, безграничность целого, глубина детали - ни в чем нет недостатка у этого великого духа».

И в драмах, и в самой жизни Шекспира Гюго улавливает идеальный образец драматического жанра, каким он и должен быть: основанным на контрастах, сосуществовании трагического и комического начал, что в совокупности может привести (и желательно, чтобы так и было) к гротеску.

Возврат к утверждению этих принципов на сцене в 1864 году уже не был столь рискованным, а вот когда писатель отстаивал подобное сорока годами раньше, в период повсеместного господства классицизма, его идеи казались чуть ли не еретическими и донельзя провокационными. Битва за «Эрна- ни», одну из лучших драм Гюго, разгоревшаяся незадолго до революции 1830 года, в течение многих вечеров разделяла просвещенную публику на два противоборствующих лагеря, как в театре, так и на страницах газет. Сторонники классицизма ополчились против провозвестников нового бурного метода изображения человеческих деяний и чувств, романтиков. Романтики, однако, победили с явным преимуществом (во всяком случае, в элитарных кругах). И хотя это не повлекло за собой перестройку драматического театра, они, тем не менее, породили целое литературное ответвление в жанре народного романа, впоследствии окрепшее и вспоившее оперный репертуар, не говоря уже о сценариях «мыльных опер» на телевидении нашего времени.

В начале XIX века драмы Шекспира подвергались насмешкам критиков. Поэта называли «плагиатором», «вороном, обрядившимся в чужие перья», «слагающим пустые строчки». Томас Ример писал об «Отелло»: «Мораль сей истории поучительна: это предупреждение добрым хозяйкам, что следует следить за бельем в доме». Шекспира обвиняли в «потворстве толпе, в жертвенности перед сбродом, в любви к ужасам». Лорд Шефтсбери заявил: «У этого Шекспира варварская душа мужлана».

Перед нами - оскорбление, на котором необходимо остановиться, поскольку обвинение в «варварстве» относится как раз к способности Шекспира раскрывать столкновения контрастных характеров и ситуаций. Любопытно, что качества, привлекающие Гюго, - те же, что привели в ярость Вольтера. Взволнованный драмами Шекспира, французский философ писал: «В Гамлете пьяные могильщики, роющие яму, поют песенки и обмениваются шуточками о собственном ремесле на костях покойников»; заканчивает он следующим восклицанием: «Что за чушь!» «Есть творения человеческого духа, приближающиеся к „Гамлету", но ни одно не превзошло его», - через век отвечает ему Гюго.

Распаляемый своей верой, Гюго призывает к созданию «национального театра, творимого рука об руку с историей, народного в человеческой правдивости, естественного и универсального в страстях, предстающих на сцене». На деле этой мечте не суждено было осуществиться, ибо «народный театр» Гюго путал буржуазию, а те доверительные отношения с народом, к которым писатель стремился под влиянием идей социалистической утопии, так и не были установлены.

Критик Гарольд Блум в одном из своих очерков отметил, что Шекспир должен быть признан отцом английского языка в той же степени, в какой таковым считается Данте в Италии. Он пишет: «В „Библии короля Якова" используется восемь тысяч слов, у Данте - двадцать тысяч, у Шекспира как минимум - двадцать одна». И добавляет: «Драматург чувствовал непреодолимое желание создавать новые слова. Из двадцати одной тысячи слов шекспировского лексикона как минимум одно на каждые двенадцать - его изобретение, а в общей сложности таких неологизмов около 1800. Многие из них актуальны и по сей день».

Каким же образом поэт применил свои уникальные творческие и лингвистические способности? Из тысячи ответов ограничусь следующим: может быть, Шекспир и не изменил природу человека, но он хотя бы изменил наш способ представлять ее. И думать о ней.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Два современника Шекспира
  • Шекспир и его театр
  • Кровавый театр Британии
  • Найдены останки шекспировского театра Curtain
  • В Лондоне началась реконструкция памятника Шекспира на Лестер-скуэр
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________