Ужасы литературного Лондона

Ужасы литературного Лондона

Ужасы литературного ЛондонаВ «Острове доктора Моро» Герберт Джордж Уэллс (1866- 1946) создает воображаемый образ ученого, пытающегося творить новые формы жизни, расчленяя и сшивая вместе части различных животных. Год публикации «Острова...» (1896) совпадает с открытием в Париже театра ужасов «Гран Гиньоль», в котором вскоре будет осуществлена постановка пьесы по леденящему рассказу английского писателя. Впрочем, начало века было ознаменовано (в 1818 году) публикацией другого рассказа, а точнее, романа, которому суждено будет завоевать будущее: «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, знаменитой дочери не менее знаменитой Мэри Уолстон- крафт, одной из первых защитниц прав женщин, и Уильяма Годвина, экономиста-утописта. Девушка в девятнадцать лет вышла замуж за поэта Перси Биша Шелли, в свою очередь автора «Освобожденного Прометея», который, конечно, не случайно вышел в свет двумя годами позже «Прометея» его супруги.

Во время летнего пребывания в Женеве лорд Байрон подал юным супругам Шелли и доктору Джону Уильяму Полидори идею, чтобы каждый из них написал рассказ в жанре «хоррор». Мэри, польщенная этим предложением, единственная довела забавное соревнование до конца. Она задумывает историю Виктора Франкенштейна, молодого швейцарского ученого, исследователя натурфилософии, создавшего существо с почти человеческим обликом, соединив части нескольких трупов. Фрагмент повествования, в котором Франкенштейн похищает трупы в моргах и на кладбищах, чтобы создать из их частей своего монстра, на полных правах можно отнести к столь популярному литературному жанру «хоррор».

В рассказе «Похититель трупов» Р. Л. Стивенсон обыгрывает доведенные до крайности жуткие подробности подобной операции:

«К мертвым телам, положенным в землю с радостной надеждой на пробуждение, являлись лопата и мерцающий фонарь, и они поднимались из могил совсем не так, как предполагали схоронившие их. Гроб ломался, погребальные покровы разрывались, и печальные останки, обернутые в грубый мешочный холст, сначала несколько часов везли в тряском экипаже, а потом отдавали в руки юношей».

В своем рассказе писатель частично воспроизводит реальные факты: некий Уильям Берк, убийца и похититель трупов, кончил жизнь на виселице в 1828 году, после похищения внушительного количества трупов из склепов и с кладбищ. Под давлением растущего спроса или в силу ужасной привычки он начал собственноручно убивать людей, сбывая их тела анатомам и в школы медицины. Именно в связи с делом Бер- ка в Великобритании был издан Акт об анатомии, который регулировал деликатный вопрос поставки трупов в медицинские школы.

Однако ни упомянутый рассказ Стивенсона, ни роман Шелли не ограничиваются этими жуткими описаниями, заимствованными либо в хронике, либо в расхожих сюжетах жанра. Несчастный монстр, родившийся в результате анатомической манипуляции Франкенштейна, появляется на свет кроткий, подобно агнцу:

«Когда я проснулся, уже стемнело; я озяб и инстинктивно испугался одиночества... Я был жалок, беспомощен и несчастен; я ничего не знал и не понимал, я лишь чувствовал, что страдаю, - и я заплакал».

Всеми покинутое создание превратится в фурию, доведенное до крайности людской реакцией отвращения и ужаса, которую оно вызывало в них. Сам Франкенштейн, видя пробуждение монстра, описывает его такими словами:

«А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые - Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта».

В этих двух противоположных описаниях уже проступает сущностное противоречие: то, что обычный человек думает об «ином», и то, как этот «иной» сам чувствует себя. Монстр в действительности рождается невинным, как Эмиль Руссо, - это обстоятельства и среда вынуждают его превратиться в преступника.

В определенный момент создатель и его детище вступают в спор, и монстр просит Франкенштейна дать ему подругу; ученый отказывается, опасаясь, что мир может наводниться подобными отвратительными существами; рассказ завершается ужасающей сценой противостояния:

«Людям свойственно ненавидеть несчастных. Как же должен быть ненавидим я, который несчастнее всех живущих! Даже ты, мой создатель, ненавидишь и отталкиваешь меня, свое творение, а ведь ты связан со мной узами, которые может расторгнуть только смерть одного из нас».

Пытаясь найти убежище на корабле, ученый погибает от руки устрашающего творения собственной гордыни.

Мэри Шелли черпала вдохновение в той самой готической литературе, которая была одним из воплощений романтизма; но ее рассказ попал в число мифов нового времени благодаря цепочке обстоятельств, возможно не совсем предвиденных. Франкенштейн - ученый, не имеющий ни общественных, ни политических интересов, он считает себя «чистым исследователем истины». Несмотря на это, от него ускользает именно правда о самом себе, как показывает один из трагических эпизодов рассказа. Брата Франкенштейна, Уильяма, находят мертвым. При ослепительной вспышке молнии ученый замечает зловещий силуэт созданного им существа, удаляющегося с места преступления:

«...Передо мной был мерзкий дьявол, которому я даровал жизнь. Что он здесь делал? Уж не он ли (я содрогнулся при одной мысли об этом) был убийцей моего брата?»

В части раздвоении личности роман Шелли и известнейшее произведение Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», как мы вскоре увидим, соприкасаются. Монстр воплощает желания Франкенштейна, подобно тому как Хайд воплощает желания Джекила. И в том и в другом случае читателю предлагается описание синдрома шизофрении. Оба главных героя материализуют в другом существе (или путем изменения себя самих) свою постыдную темную сторону, разоблачают собственную вину.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Сумрачный Лондон в литературе
  • Тайны литературного Лондона
  • Призрачный и зловещий Лондон - Часть 1
  • Призрачный и зловещий Лондон - Часть 2
  • Где найти самых выдающихся лондонский покойников: Часть 4
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________