Сумрачный Лондон в литературе

Сумрачный Лондон в литературе

Сумрачный Лондон в литературеПерсонаж Франкенштейна пронизан той самой смесью страха и надежды, которое вызывало и вызывает научное исследование. Ученый часто предстает в глазах обывателей как обладатель запретных знаний, не слишком отличающихся от тех, что в прошлые столетия были в руках алхимиков: философский камень, умение превращать свинец в золото, тайна бессмертия, полное подчинение природы. Когда открытия и изобретения случаются слишком быстро, человек начинает ощущать себя во власти непонятных ему сил, которые в силу этого становятся угрожающими. Подобная неуверенность является порождением прогресса (или, если предпочитаете, изменений) и формируется на основе его завоеваний. Как если бы люди расплачивались за прогресс науки и техники утратой части своего спокойствия, ростом тревожности. Действительно, многие реакции, вызванные в то время новыми исследованиями в области анатомии и психиатрии, сегодня вновь возникают в том же виде перед лицом первых робких попыток воспроизведения живых существ путем клонирования.

Мы, потомки, живущие на заре XXI столетия, привычные к самым передовым биологическим экспериментам, с ослабленным религиозным чувством по сравнению с веком девятнадцатым, с трудом можем представить, какие ощущения вызвала в 1859 году публикация труда Чарлза Роберта Дарвина о происхождении видов. Эта революционная гипотеза, распространившись в стране с сильной библейской традицией, потрясла умы, впервые посеяв среди широких масс сомнение в той области, где, казалось, устои столь неколебимы. Дарвин долго изучал теории экономиста Томаса Роберта Мальтуса (англиканского пастора и викария в Олбери), который заметил в своем «Опыте о законе народонаселения» (1798), что демографический рост происходит в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются, в лучшем случае, в арифметической. Иными словами: неконтролируемый рост мирового населения влечет за собой чудовищную катастрофу, наступление которой худо-бедно могут отсрочить «природные» причины (эпидемии, голод, войны). Единственным настоящим средством было бы прибегнуть к контролю над рождаемостью. Но если Мальтус вступал в противоречие с библейским учением, выраженным в следующем завете: «Плодитесь и размножайтесь», - то Дарвин с его теорией эволюции поставил под сомнение сам рассказ о сотворении человека, как он изложен в Бытии. Вдруг стало возможно полагать, что человек вовсе не родился sapiens и faber, получив от Бога искру сознания, а что он развился до современного состояния из примитивного и звероподобного, что его прямохождение было результатом мучительного и долгого завоевания, не говоря уже о способностях интеллекта: ловкости рук, развитии языка, использовании логики. Можно ли понять сегодня, какое потрясение вызвала теория эволюции? В особенности облеченная в форму популярного девиза, согласно которому человек произошел от обезьяны?

Последние годы XIX столетия будоражили призраки, не прятавшиеся в подвалах замков и не появлявшиеся в безлунные ночи, завернутые в саван. Эти призраки и сегодня обитают в подсознании, населяют сны, показывают каждому тайную, постыдную его сторону.

От психиатрии до психоанализа, от наблюдения за преступниками до патологий, описываемых хроникерами, - везде начинает распространяться леденящее ощущение, что доброе и злое начала могут сосуществовать в одном человеке. За несколько лет увидели свет произведения, сюжет которых вращается вокруг этих тем: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Л. Стивенсона (1886), «Портрет Дориана Грея» (1891) Оскара Уайльда, «Остров доктора Моро» (1896) Герберта Джорджа Уэллса, «Дракула» (1897) Брэма Стокера.

Каждое из этих произведений имеет свою историю и развитие, но все они отсылают к нескольким неоспоримым канонам поздневикторианской эпохи. Рассказ Стивенсона не родился бы, если бы общество не потрясла серия оставшихся нераскрытыми преступлений, в которых жестокость и кровавый характер их совершения сочетались со смутной отсылкой к профессии жертв, в большинстве своем проституток. Респектабельный доктор Джекил на самом деле уже в своем имени несет угрозу (по-английски to kill значит «убивать»), и угроза эта становится явной, когда он раздваивается в образе мистера Хайда (to hide - «скрывать»), который и воплощает его злое начало.

Этот человек бродит по призрачному Лондону:

«Туман по-прежнему дремал, распластавшись над утонувшим городом, где карбункулами рдели фонари и в глухой пелене по могучим артериям улиц ревом ветра разливался шум непрекращающейся жизни Лондона».

Дверь жилища Хайда соответствует облику этого зловещего города:

«...Каждая его черта свидетельствовала о длительном и равнодушном небрежении. На облупившейся, в темных разводах двери не было ни звонка, ни молотка. Бродяги устраивались отдохнуть в ее нише и зажигали спички о ее панели, дети играли „в магазин" на ступеньках крыльца».

Лондон, из которого выходит в ночь мистер Хайд, это город бездомных бродяг, спящих на ступеньках, детей, занимающихся мелкой торговлей, чтобы заработать на жизнь. А ведь речь идет о Лондоне, который отделяет всего несколько метров от респектабельного города Джекила:

«Но один из этих домов, второй от угла, по-прежнему оставался особняком и дышал богатством и комфортом... хотя он был погружен во мрак».

По мнению некоторых критиков, в омерзительной природе Хайда скрыт намек на непрочность границ (после Дарвина) между миром людей и животных. Если Homo Sapiens достиг своего сегодняшнего состояния, с трудом возвысившись из животного состояния, ничто не исключает того, что лестница эволюции может быть пройдена и в обратную сторону, ступенька за ступенькой. Хайд - это человек, который, как представляется, движется в направлении этого позорного регресса.

Дориан Грей также подвергает себя риску, вкусив «ужасное наслаждение» от ведения двойной жизни. Дориан, юноша поразительной красоты, способный на изысканные чувства, считает, что «человек - это существо с мириадом жизней и мириадом ощущений, существо сложное и многообразное, в котором заложено непостижимое наследие мыслей и страстей, и даже плоть его заражена чудовищными недугами умерших предков».

Аллегория, лежащая в основе романа, известна. Дориан, растлеваемый обществом, в которое он вхож, преследуем идеей возможности остаться навсегда молодым и прекрасным. Лорд Генри, его порочный ангел, восклицает в восхищении: «Молодость! Молодость! В мире ничего нет ценнее молодости!» Дориан вторит ему: «Как печально. Я стану старым, ужасным, страшным, а этот холст останется молодым навсегда. ...Если бы могло случиться наоборот!»

Вот - отправная мысль, начиная с которой Дориан подписывает подобие фаустовской сделки с дьяволом: его облик будет оставаться неизменным, невзирая на преступления и грехи, а знаки растления шаг за шагом будут проявляться на портрете, где художник поразительно похоже запечатлел героя. Но: «Подобно трупным червям, грехи разъедали написанный на холсте образ».

Случай Дориана Грея отличен от Франкенштейна или Джекила - нет никакой науки или специальных операций, открывающих сокровенные тайны, вместо них действует самое возвышенное из искусств - живопись. Однако рассказ на подобную тему не мог бы родиться до того времени, пока не распространился хотя бы слух о том, что человеческая личность обладает темной и неосознанной частью, называемой Фрейдом «бессознательное».

Дориан проживает и видит в мечтах жизнь и выбирает нарушающие общепринятые правила нравственные установки. На деле, как он сам утверждает, такая позиция - «искусство тех, чьи мысли некогда поразила болезнь излишней мечтательности (reverie)», схожая в некотором роде с позицией Дез Эссента, денди и декадента, героя романа Гюйсманса «Наоборот», откуда Уайльд, несомненно черпал вдохновение.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Ужасы литературного Лондона
  • Дракула в Лондоне - Часть 1
  • Призрачный и зловещий Лондон - Часть 1
  • Знакомство с Эдинбургом
  • Реформаторы Эдинбурга
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________