Дракула в Лондоне - Часть 1

Дракула в Лондоне - Часть 1

Дракула в Лондоне - Часть 1Декадентами считались те, кто анемичен, развратен, неврастеничен, утончен, обладает бисексуальностью... Обитают они в роскошных и злачных апартаментах, в окружении удушающего комфорта, что хорошо иллюстрирует следующий фрагмент из сочинения Уайльда:

«С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника - его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия».

Таковы типичные декорации, сопровождающие европейское декаденство, от Гюйсманса до Д'Аннунцио.

Денди-декаденты избегают общества и презирают буржуазную мораль, гордясь своим превосходством над предубеждениями большинства. Они мнят себя выше типичных социальных делений и классификаций, от богатых аристократов до пролетариев и последней шантрапы.

Контраст между двумя противоположностями никогда не был столь ярко выражен: с одной стороны, мы видим чертоги, наполненные красками и ароматами, а с другой - враждебный город, утопающий в тумане и газовых испражнениях, серый, пронизанный беспокойством. Эти пространственные крайности могут в равной степени принести смерть. Например, Дориан проходит «по каким-то плохо освещенным улицам, мимо домов зловещего вида, под высокими арками, где царила черная тьма. Женщины с резким смехом хриплыми голосами зазывали его. Шатаясь, брели пьяные, похожие на больших обезьян, бормоча что-то про себя или грубо ругаясь. Дориан видел жалких, заморенных детей, прикорнувших на порогах домов, слышал пронзительные крики и брань, доносившиеся из мрачных дворов».

В начале истории герою около двадцати лет. В конце ему исполняется сорок, несмотря на то что его внешность остается без изменений вплоть до трагического финала. Дориан, опустившийся до убийства, пытается уничтожить портрет, спрятанный на чердаке. На чертах человека, смотрящего с поверхности холста, запечатлелись следы моральной деградации. Грей наносит портрету удары кинжалом. Слуги снаружи слышат страшный крик и звук падения. Когда они заходят в комнату, их встречает портрет в блеске своей нетронутой красоты, в то время как «на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

«Остров доктора Моро» Герберта Уэллса продолжает линию произведений, в которых смятение и страх порождаются, как и во «Франкенштейне», телесными трансформациями. Главный герой, некий Прендик, волею судеб попадает на остров, находящийся во власти отрицательного персонажа, доктора Моро, в прошлом - главы преступных опытов медицинского общества, а ныне - нечто среднего между безумным ученым и беглецом. Прендик сначала не понимает, каков предмет экспериментов врача, - несомненно, ужасных экспериментов, ибо остров населен жуткими монстрами: полулюдьми-полузверьми. В первый момент он предполагает, что Моро доводит некоторых людей до животного состояния путем деградации. И только затем начинает понимать, что цель данных действий - как раз противоположна и заключается в сотворении истинных людей, используя части звериных организмов. Попытки превращений осуществляются ценой неописуемых страданий: проводятся устрашающие операции ампутаций и сшиваний, без использования анестезии. Ночами над островом носятся душераздирающие крики существ, над которыми трудится скальпель доктора. Сам Моро говорит:

«Всякий раз, как я погружаю живое существо в купель жгучего страдания, я говорю себе: на этот раз я выжгу из него все звериное, на этот раз я сделаю разумное существо».

В итоге исстрадавшиеся жертвы операций массово восстают против врача и его ассистентов, и лишь Прендику удается бежать, чтобы рассказать миру о собственном кошмарном опыте.

«Остров доктора Моро» - любопытное произведение для ценителей подобного жанра. Это - очередная вариация на тему фанатичного, с признаками сумасшествия, исследователя, находящегося во власти своего наваждения и забывающего обо всех нравственных законах.

«Дракула», роман ирландца Брэма Стокера, дал жизнь со-, временному мифу, образу вампира, который питается, высасывая кровь своих жертв: «Вампир продолжает жить и не может умереть просто так, с течением времени, он процветает, если ему удается питаться кровью живых существ».

Конечно, не Стокер создал образ вампира, он как раз часто использует литературную мифологическую традицию, и не только европейскую. В своем «Прометее» Перси Биш Шелли так косвенно говорит о вампире: «Среди людей влачиться, как вампир, / Внося во все своей души заразу». Вампир мертв - и при этом жив, он нуждается в крови других, как правитель нуждался в крови своих подданных, чтобы вести войну, и в крови девственниц, в отношении которых пользовался «правом первой ночи».

Давний прецедент стокеровскому образу - «Вампир», новелла 1819 года, которую Джон Уильям Полидори написал, приняв вызов Байрона годом ранее. Полидори - трагический персонаж: погрязнув в долгах, он лишил себя жизни с помощью яда в возрасте всего-то двадцати шести лет.

«Вампира» от «Дракулы» отделяет около столетия, обстоятельства меняются, но главный герой все тот же. Вампир терзает свои жертвы, но дает им также и извращенное, почти гипнотическое наслаждение, которое невозможно изведать в обычных любовных отношениях. Жертвы не могут его воспринять, потому что Дракула проявляется с той же бессвязной четкостью, что свойственна сновидениям и бессознательным ассоциациям:

«Затем мне смутно помнится что-то длинное, темное, с красными глазами, как раз такими, как тот заход солнца, затем что-то нежное и горькое вдруг охватило меня; потом мне казалось, будто я погружаюсь в глубокую зеленую воду, и я слышала какое-то пение, как это бывает с утопающими, как мне рассказывали; затем все закружилось передо мною, и моя душа как будто покинула мое тело и витала где-то в воздухе. Помнится, мне еще показалось, что Восточный маяк очутился как раз подо мной; затем меня охватило какое-то мучительное чувство и как бы началось землетрясение, после чего я вышла из оцепенения и увидела тебя. Я видела, как ты меня будила, раньше, чем почувствовала это», - признается одна из главных героинь Стокера, и описание это переполнено прозрачными сексуальными метафорами.

Хотя злополучный граф Дракула переселился в Англию, его родовое гнездо, создающее впечатление о персонаже, - страшный семейный замок в таинственных Карпатских горах. Он принадлежит к категории Франкенштейнов, Дорианов Греев, монстров, созданных доктором Моро. Однако среди всех персонажей он наилучшим образом воплощает мир, которому суждено исчезнуть. Дракула - последний аристократ, выходец из мира, окутанного слабым дрожащим светом, где комнаты полны теней и везде душные занавеси, где в силе привилегии, унаследованные от предков, а эротика осложнена различными извращениями. Враг, который его повергнет, - яркий электрический свет, рационализм науки и новые права для простых людей, предоставленные им на заре демократии. Ван Хельсинг, прямой враг Дракулы, воплощает эти качества и излучает ясность ума: «Он философ и метафизик и вместе с тем один из самых выдающихся ученых. Кроме того, это человек большого ума. У него железные нервы, невероятно решительная натура, страшная сила воли». Возможно, слишком много сильных сторон для одного человека, но, много их или мало, нет сомнения, что это признаки позитивного общества, верящего в преимущества прогресса и желающего рассеять мрак прошлого, которое пытается удерживать Дракула.

Облик вампира таков:

«Высокий, худощавый и бледный мужчина с горбатым носом, белыми зубами и сверкающими глазами. Одет он был во все черное... У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков... Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид, с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица».

Уже в первом описании Дракулы доминируют несколько четких цветов: черный силуэт, белое лицо, красные губы. Согласно Монтагю Соммерсу, который долгое время занимался этой темой, вампир обычно «худой, с пугающим выражением лица, глазами, в которых блестит красный огонь погибели... Он холоден как лед, когда не обжигает, подобно горящим углям; его кожа мертвенно-бледна, за исключением губ, красных и пухлых, зубы исключительной белизны».

Как видим, оба образа совпадают. Впрочем, Дракула - реальное историческое лицо, он жил в период смут в краю мрачных легенд. Его отец Влад II (речь идет о XV столетии), помимо менее значимых титулов, величал себя «великим воеводой и господарем всей Унгро-Валахии, герцогом и господарем банства Северин». В 1430 году Влад II был послан в Трансильванию отвечать за безопасность трансильванско-валахской границы. В том же году родился Влад III, а на следующий год его отец был вызван Сигизмундом, королем Германии и Румынии, в Нюрнберг для посвящения в рыцарский орден Дракона, на эмблеме которого выбит дракон с распростертыми крыльями, свисающий с креста, и надпись «О quam misericors est Deus, iustus et pius» - «О как милосерден Господь, справедливый и благочестивый». С этого момента Влад II стал звать себя Дракул, то есть дракон. Но для румын, находившихся под влиянием своих мрачных легенд, было несложно связать корень этого слова скорее с бесом, по-румынски - drac.

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Сумрачный Лондон в литературе
  • Уимбли, где Дракула явился Брэму Стокеру
  • Ужасы литературного Лондона
  • Дракула в Лондоне - Часть 2
  • Побережье Северного Йоркшира и Нортамберленда
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________