Секреты лондонского Тауэра - Часть 1

Секреты лондонского Тауэра - Часть 1

Секреты лондонского Тауэра - Часть 1Карл V, вечный соперник короля, девятью годами младше Генриха, сделался королем Испании и в девятнадцать лет получил императорский титул, то есть возглавил Священную Римскую империю. Поддержка одного из крупнейших европейских банков позволила ему покупать голоса важнейших избирателей (как видим, обычай этот довольно древний), в том числе и племянника Генриха, поскольку мать Карла (Хуана Безумная) и первая жена Генриха (Екатерина Арагонская) приходились друг другу сестрами. Карл - воинствующий правитель, обладающий проницательным умом и физической силой, что с удивительной точностью подчеркнуто в известном портрете Тициана из Прадо. Его владения простираются от земель Фландрии до американских колоний, от габсбургских наследных земель до Неаполя и Сицилии.

Чтобы замкнуть круг, необходимо назвать последнего персонажа: Франциска I, короля Франции, рожденного в 1494 году, среднего по возрасту из трех монархов, который также юным, в двадцать один год, взошел на трон. По сути, Франциск всю свою жизнь потратил на борьбу с Карлом, поскольку боялся его власти, а Генрих, в свою очередь, лавировал, стараясь поддерживать то одного, то другого. Франциск - еще и король, который сформировал культурный облик своей страны, пригласив ко двору Леонардо да Винчи и Челлини. Этот факт толкает на мысль, что из всех трех королей Генрих Английский, несомненно, не самый рьяный поклонник искусств и литературы.

Даже по этой краткой сводке заметен сложный характер родственных сплетений, линий интересов и расчетов, связывающих разных исторических героев и определяющих их действия. (Судьба Анны будет зависеть от подобных запутанных отношений.) Среди любопытных данных можно вспомнить и то, что эти люди, с такими разными жизненными линиями, умерли практически в одном возрасте. Пятидесятишестилетний Генрих скончался в 1547-м, Франциск умер в тот же год в пятьдесят три, а Карл - в 1558-м, в пятьдесят восемь. Они жили на износ, и уже в ту эпоху подобные смерти считались преждевременными.

Анна разыграла свою партию на основе отношений с этими тремя правителями, перекроившими карту Европы и мира и руководствовавшимися, по большей части, логикой силы (иногда на грани с капризом).

Однако и женщины, каково бы ни было их положение, могли позволить себе некоторые капризы, особенно любовные. И своего они добивались ценой неимоверного риска. Муж, заставший свою благоверную в момент адюльтера, мог в равной степени даровать ей жизнь или обречь на смерть. Пронзив жену на том самом ложе кинжалом, он не только избегал порицания, но и обретал славу человека, способного смыть позор с должной неколебимостью.

С другой стороны, еще каких-то несколько десятилетий назад во всех основных судебных кодексах Европы фигурировали уголовные обстоятельства, обозначенные как «преступление чести» и предусматривающие смехотворные меры наказания за убийство супруги, застигнутой в момент измены. В Европе XVI века заходили еще дальше, и угроза супружеского гнева становилась для женщин настоящей манией преследования. Муж мог принудить неверную жену к заточению в монастырь либо запереть ее в секретной каморке собственной резиденции, со скудным пайком и бичеванием слугами. Связь с человеком, с которым ты не связана супружескими узами, представлялась самой страшной опасностью, сопоставимой с риском солдата или моряка на полях сражений и в море.

Это подтверждает один французский писатель, который, по правде говоря, создал свои строки спустя несколько десятилетий после описываемых выше событий, говоря в основном о Франции. Но его слава столь велика, а живость и своеобразие непревзойденного в ряде мест рассказа столь очевидны, что стоит прочесть пару страниц, чтобы лучше понять придворную атмосферу. Автор - хронист Пьер де Бурдейль (1540-1614), родом из Дордони, аббат и сеньор де Бран- том, - именно под таким именем он и известен нам. Его творение озаглавлено «Галантные дамы» (перевод на итальянский Альберто Савинио):

«Я познакомился с довольно достопочтенной милой дамой, которая однажды, улучив подходящий момент, предалась приятным удовольствиям со своим дружком, намекнувшим ей, однако, что подвергается немалому риску. Ведь супруг, находившийся неподалеку, мог прознать о происходящем. Ничуть не смутившись, дама сразу же прогнала любовника, обвинив его в недостаточной пылкости. Ибо ничто не могло оскорбить влюбленную даму так сильно, как недостаток страсти и фантазии у избранника и нежелание удовлетворить немедленно ее любовное желание».

Попав под чарующую власть этих новелл, хочу привести еще один небольшой фрагмент похожего содержания:

«Другая дама, увлеченная любовной беседой с неким господином, услышала, что тот настолько вдохновлен ее прелестями, что готов провести с ней ночь и выдержать до шести приступов лихорадки. „Вы многого стоите, - ответила дама. - Итак, я подарю вам подобную ночь".

Господин вовремя явился на приглашение, но, к несчастью, оказавшись в постели, внезапно ощутил сильнейшие конвульсии, озноб и нервное истощение и не смог предпринять ни одной, даже слабой атаки. Тогда дама промолвила: „Вы не намерены произвести иные действия? Тогда освобождайте кровать. Это вам не гостиничная койка для спокойного отдыха". С этими словами любовник получил отставку».

Подчеркивая позор героя, автор завершает повествование, противопоставляя бесславной неудаче нашего господина грандиозный успех нотариуса Барода, капеллана короля Франциска I. Тот, «когда возлегал с придворными дамами, мог предпринять около дюжины штурмов», а наутро, в духе нарциссизма, извинялся: «Госпожа, я не смог сделать это лучше, поскольку вчера должен был принять некое лекарство...»

Женская покорность горячо проповедовалась отцами Церкви и философами. Испанский мыслитель Хуан Луис Вивес, к примеру, писал:

«Любовь жены к мужу заключает уважение, покорность и подчинение. Не только традиции предков, но и все людские и Божественные законы согласны с могучим гласом природы, требующим от женщины послушания и подчинения».

Крупное влияние на христианскую культуру имели положения учения святого Иеронима о женском образовании. По мнению теологов, низшее, по сравнению с мужским, положение женщины - неоспоримая данность. Об этом говорится еще в Ветхом Завете: Ева сотворена не по образу и подобию Божию, а по образу человеческому, из ребра Адама. Кроме того, на ней лежит вина греховного искушения Адама, что впоследствии обрекло все человечество на гибель. Это укоренившееся предубеждение, как считают некоторые, и поныне скрывает боязнь мужчины перед «властью вагины».

В XVI веке женщины находились в подчиненном положении, но были достаточно смелы, чтобы предаваться внебрачным утехам, несмотря на риск. Воспитание девочек (будущих женщин) проходило в атмосфере намеков, полуулыбок, секретных совещаний, искрометных взглядов и мнимых отказов, действующих подстрекающее. Анна (оставим ее сестру Марию в стороне) еще больше развила все эти умения при дворе французского короля Людовика XII, а затем Франциска I (во Францию она попала в 1514 году, сопровождая невесту Людовика XII Марию Тюдор - не путать с Марией Кровавой!).

________________________________________________________________________


________________________________________________________________________

Материалы по теме:

  • Секреты лондонского Тауэра - Часть 2
  • Сент-Джеймс - Часть 2
  • Ричмонд - Часть 2
  • Лондонский Тауэр Часть 2
  • Тауэр в истории Лондона - Часть 1
  • ________________________________________________________________________

    Оцените данный материал:

       Оценка: 5/10. Голосов: 1
    ________________________________________________________________________

    экскурсии в лондоне ________________________________________________________________________

    У нас самые интересные группы в социальных сетях. Присоединяйтесь!

    ________________________________________________________________________